Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Пятница, 22 Январь 2016 18:27

Таинственный мир православной иконы

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)
Матушка Галина Стремская Матушка Галина Стремская

Мы никогда не сможем увидеть и постичь мир древней иконы так, как прозревали её духом и понимали святые старцы, убеждённые в несовершенстве человеческого зрения из-за его плотской природы. Но хотя бы разобраться и приблизиться к этому пониманию мы сегодня попробуем. А поможет нам в этом главный и бессменный иконописец Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия – матушка Галина Стремская.

– Матушка Галина, Вы решили стать иконописцем в то нелёгкое время, когда в Советском Союзе все иконописные школы были давно уничтожены, и, скажем мягко, это занятие не приветствовалось. Что повлияло на Ваш выбор? Может быть, это наследственная предрасположенность или веление души?
– Мой прадед был родом из Липецка и работал позолотчиком в артели, которая занималась отделкой храмов. Также он вырезал из дерева фигурки херувимов, делал иконостасы и киоты для икон. С раннего детства я очень любила рисовать. Свою первую икону Покрова Пресвятой Богородицы написала масляной краской лет в двенадцать по совету брата.
– Ваши родители поддерживали Вас в этом стремлении?
– Да. Мама очень помогала и поддерживала, даже ездила со мной в Загорск (ныне Сергиев Посад) в Троице-Сергиеву лавру к монахине Иулиании (М. Н. Соколовой). Она возродила в России иконописную школу, её ученики передавали мастерство и технику следующим и так пошло дальше. Мы несколько раз встречались, можно сказать, она благословила меня на этот труд, сказала: «Надо учиться». Так как я не могла жить там постоянно, то мы договорились о заочном обучении, чтобы иметь возможность приезжать со своими работами. К сожалению, это продолжалось недолго. У матушки Иулиании было онкологическое заболевание, и вскоре она умерла.
– Вы продолжили своё обучение?
– В 1984-87 годах я окончила иконописный кружок и в 2000-2003 годах иконописную школу при Московской духовной академии и семинарии.
– В каждом храме нашей Обители есть Ваши иконы, написанные в древнем высоком стиле. Духовные школы также возрождают традиции этого письма, но, к сожалению, большинство современных храмов расписываются в живописном стиле, изредка даже с включениями в виде розовощёких младенчиков, игриво выглядывающих из-за облачков, больше похожих на амурчиков, чем на ангелов. На Ваш взгляд, почему это происходит?
– Живописный стиль возник вследствие падения духовности и нравственности. Царский изограф Симон Ушаков первым начал вводить живописные элементы в древние иконы, и так постепенно появились живописные иконы. Это было связано с влиянием Запада, распущенностью светской жизни и, как следствие греховности, изменением восприятия. Люди перестали понимать язык древней иконы и несправедливо обвинили иконописцев в отсталости – незнании линейной перспективы и других «ошибках».
– В чём главное различие этих стилей?
– Древняя иконопись уникальна и не подчиняется законам материального мира. Её назначение – вызвать чувство внутреннего благоговения, настроить верующего на молитву. У неё совершенно особый способ изображения времени и пространства. Здесь нет светотени (всё пространство как бы излучает свет), плоскостное фронтальное изображение, обратная перспектива (линии сходятся в точке, которая лежит вне иконы, а пространство как бы раздаётся вширь). В одном эпизоде могут быть изображены несколько событий, происходящих в разное время. В иконе всё символично, и каждая деталь, цвет, расположение несут в себе тайный смысл, который помогает лучше всё понять. И даже если человек ничего не понимает, душой он чувствует. Андрей Рублёв говорил своим ученикам-иконописцам, что хорошо даже просто, подолгу созерцать старинные иконы, через них передаётся благодать и человек начинает чувствовать, как нужно изображать. Господь сам направляет на правильные мысли, и от этого бывает большая польза.
Живописный стиль изображает материю – телесного человека с его страстностью. Он намного ближе к религиозной живописи и более примитивен. Но чтобы это понять, нужно самому быть на определенной степени духовности. Этот переход к пониманию иконы идёт постепенно и с трудом, поэтому многие даже сейчас не понимают разницы, думают, что надо по-настоящему – это живенько так...
– Что-нибудь изменилось за несколько столетий в технологии изготовления писаных икон, или она осталась прежней до наших дней?
– Технология осталась та же – доска, паволока-холст, грунт на основе мела и клея, яичная темпера (краска из перетёртых натуральных камней – пигментов, для связки которых используется яичная эмульсия), краски, которые не портятся, не блекнут и не меняют цвет, а становятся с годами только крепче. Появилась темпера ПВА с добавлением казеинового клея, и настенные росписи делают акриловой краской.
– Древние иконы пишутся строго по канону, именно поэтому иконописцы не ставят свои подписи на иконах?
– Иконописец пишет икону посредством Божией благодати. Образно говоря, во время таинства Причастия не важно, какой именно священник совершил Литургию, хотя без его посреднического участия она бы не произошла, но его личный вклад превращается в ничто в сравнении с Божьим. В картине проявляется личное восприятие мира художника, его видение. А в иконописи всё совсем иначе. Иконописец не подписывает работу, потому что не имеет значения, кто писал.
– Что означает канон и почему он так необходим современным иконописцам?
– Иконописный канон складывался постепенно. В первые, апостольские, века были даже скульптуры Христа, апостола Петра. Но затем люди поняли, что духовность больше передаётся символами, чем материальностью. Канон – это попытка отделить плотское от духовного и как бы зафиксировать для будущих поколений это видение первообраза. К нам иконы пришли из Византии в XX веке, когда была уже возможность выбрать самое лучшее из лучшего. Перенять из готового, уже сформировавшегося, и усовершенствовать имеющееся. Поэтому именно на Руси был расцвет древней иконописи.
– На сегодняшний день в России открывают многочисленные платные иконописные курсы и частные школы. Туда принимают всех желающих, независимо от возраста и веры, обещая обучить в ближайшие сроки. Насколько это возможно, и какие требования предъявляет Церковь к иконописцам?
– Писание иконы сравнивают с богослужением. И требования к иконописцу предъявляются почти такие же высокие, как к священнику. Многие духовные школы по окончании курса иконописи проводят «посвящение в иконописцы», где человек, решивший посвятить себя этому нелёгкому труду, обещает вести благочестивую жизнь.
Конечно, можно обучить внешней технике иконописи, но этого недостаточно. Помимо мастерства художника необходим духовный опыт. Чтобы сохранить в себе определённый духовный настрой, нужно постоянно внимательно следить за собой, прикладывать усилия, всё это требует определённого напряжения. Чтобы понять и изобразить духовный мир, нужно иметь его в себе!
Если человек не ходит в храм и не участвует в Таинствах Церкви, не молится, он не сможет изобразить то, чего абсолютно не понимает. Он сможет изобразить только какую-то внешнюю декоративность. Невозможно отобразить то, к чему даже не приблизился и не прочувствовал. Чем выше уровень иконописца, тем точнее он сможет передать весь духовный смысл иконы.
– То есть неверующие или люди, принадлежащие к другим конфессиям, при всём своём старании не могут стать полноценными иконописцами, и молитвы перед их иконами не будут услышаны?
– Всё не так однозначно! Не зря сказано: «По вере вашей да будет вам». Господь милостив и слышит наши молитвы по силе нашей веры. Вопрос в другом, будет ли икона настраивать и способствовать молитве или наоборот отвлекать и рассеивать ум.
– Становится ясно, что приобретать иконы лучше при монастырях и обителях, где идёт духовная жизнь и есть свои иконописные мастерские. А что делать тем, у кого нет такой возможности, и чем руководствоваться при выборе иконы? Есть какой-нибудь критерий?
– Нужно просто слушать себя. Если при взгляде на икону возникает желание помолиться, и сердце располагается во время молитвы. Душа подскажет.
– Матушка, в нашей Обители есть свои «намоленные» или «чудотворные» иконы. Считается, что молитва перед ними будет непременно услышана. Так ли это?
– Здесь имеет большое значение соборная молитва. Господь сказал: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я среди них» (Мф 18:20). В храме перед иконой молится много людей. У кого-то молитва сильная, а у кого-то нет, и ради тех может быть услышана даже слабая молитва. Люди сами чувствуют благодать, тянутся к ней и относятся с особым почтением.
– Некоторые люди относятся к иконам как к талисманам или оберегам, думают, купили икону, повесили, а дальше пусть «сама работает». Или наоборот, много суеверий связано с изображением Креста, плохо потерять, нельзя дарить и т.д. С чем это связано?
– Такие примитивные понятия возникают из-за слабой веры и незнания. Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкви, верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва (Из богослужения). Как нам можно этого бояться? Это глупо. Господь каждому отмеряет по силам, и это нельзя ни потерять, ни передать. Или человек повесил с любовью икону в доме, прославил какого-то святого, это тоже своего рода исповедание веры. Бывали случаи, когда сами святые являлись и спрашивали: «Почему вы не молитесь?». Вразумляли и помогали.
– На Руси в своё время сложилось много мудрых традиций, связанных с иконами. Даже в самой бедной семье была своя писаная икона, которая передавалась из рода в род. В наше время эти традиции возрождаются?
– Да. Такая икона считалась охранительницей рода, так как перед ней молились предки. В Сербии и Черногории есть замечательный праздник Крестной славы. Отмечается он с особой торжественностью один раз в году всеми членами семьи. В далёком прошлом предки сербов принимали Крещение целыми семьями. Святой, память которого праздновали в этот день, считался покровителем всего рода, а этот день именинами рода. Он объединяет всех умерших и ныне здравствующих в единую живую семью.
На Руси, когда невеста уходила из дома, родители обязательно благословляли её Богородичной иконой. Иногда и не одной, в зависимости от благосостояния. Много святынь перешло к нам из Греции, когда наши князья брали невест из царского рода и получали огромные благословения – иконы, святыни, книги... А также знаменитый дар Византийского императора Константина девятому своему внуку Киевскому князю Владимиру Мономаху. Сейчас принято благословлять двумя иконами. Мать жениха дарит Спасителя.
После рождения ребёнка заказывали мерную икону. Её размер соответствовал росту новорождённого. На ней изображался святой, в честь которого нарекали младенца. Старались подарить в день Крещения ребёнка.
В настоящее время стали востребованы семейные иконы. Каждый член семьи имеет своего святого покровителя и иметь одну икону с его изображением очень хорошо.
– Как правильно ухаживать за писаной иконой в домашних условиях?
– Особого ухода икона не требует. Следует избегать резкого перепада температур и повышенной влажности. При необходимости, если икона покрылась копотью, её можно очень аккуратно протереть раствором детского мыла с водой. Без применения любой химии, чтобы не повредить поверхностный слой.
– Как лучше поступить со старыми иконами, пришедшими в негодность?
– Если это писаная икона, то, возможно, она может подлежать реставрации, и здесь не стоит торопиться. Выбрасывать иконы, Священные тексты и печатную продукцию с изображением икон нельзя. Нужно сжечь отдельно и закопать в месте, не попираемом ногами. Можно отнести в храм, где их сожгут в специальной печи.
– Как правильно расположить иконы в домашнем иконостасе?
– Сверху на самом почётном месте обычно располагают Святую Троицу. Справа от предстоящего Спаситель, слева Богородичная икона. Должен соблюдаться принцип иерархичности (подчинённость низшего высшему), как на церковном иконостасе.
 Матушка Галина, Вы занимались со своими детьми сызмальства, и один из Ваших сыновей стал достойным преемником. Какие советы Вы можете дать родителям?
– Ребёнка ни в коем случае нельзя заставлять или принуждать. Приобщать его к духовности нужно постепенно, постараться, чтобы его окружали хорошие образцы икон. Начать с простых уроков рисования. Самое главное – у ребёнка должно возникнуть желание, заинтересованность процессом.
У нас в Обители подвизается одарённый иконописец – сестра милосердия Ксения Зернова. Можно сказать, она, имея большое желание и упорство, всему научилась сама. Своими трудами и образом жизни она подражает монахине Иулиании (Соколовой). Задача родителей состоит в том, чтобы помочь раскрыть талант и создать все условия для его поддержания и дальнейшего развития.

Прочитано 723 раз Последнее изменение Среда, 11 Май 2016 21:50

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Июнь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости