Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Понедельник, 08 Декабрь 2014 13:44

Оренбургский епископ-синолог

Автор  Банникова Елена, Зимина Нина (ПСТГУ)
Оцените материал
(0 голосов)
Епископ Оренбургский  и Уральский Николай (Адоратский) Епископ Оренбургский и Уральский Николай (Адоратский) Фото из коллекции к.и.н. В.Г. Семёнова

Епископ Николай (в миру – Пётр Стефанович Адоратский) родился в семье уважаемого протоиерея 15 сентября 1849 г. в Казани. Окончил Казанскую духовную семинарию, затем, в 1874 г., академию со степенью кандидата богословия, присвоенную ему за сочинение «Характер сношений между Восточной и Западной Церквами от патриарха Фотия до Михаила Керуллария».

За период обучения в Казанской духовной академии проявились его недюжинные способности к овладению иностранными языками (особенно немецким) и к самостоятельной научной работе, связанной с изучением истории Христианской Церкви. 2 декабря 1874 г. Пётр Стефанович был назначен псаломщиком российской посольской церкви в Вене, где кроме своих прямых обязанностей помогал больным соотечественникам. Трудясь в канцелярии посольства, юноша имел возможность не раз путешествовать в качестве курьера по разным местам Европы, что способствовало углублению его знаний и расширению кругозора. Впоследствии им были написаны научные труды, содержащие обширные сведения о положении иноземных церквей и истории их развития.
В свободное время Пётр Адоратский занимался изучением книжных фондов городских библиотек. В частности, он изучал иностранные языки и церковно-историческую литературу, преимущественно Средних веков. В апреле 1875 г. Пётр Стефанович вступил в брак с дочерью петербургского протоиерея Анной Яхонтовой, с которой вернулся в Вену и продолжал свою службу. Через год, в 1876 г., его супруга умирает при родах, а вскоре за ней умирает и младенец. Всё это глубоко повлияло на впечатлительную натуру будущего епископа, и он решает всецело посвятить себя служению Церкви.
Отбывши обязательный пятилетний срок в должности псаломщика, 19 июня 1880 г. Пётр Стефанович, согласно собственному прошению, был уволен и пере­ехал из Вены на родину в Казань, где около года проживал у своих родителей. Здесь ему снова пришлось пережить утрату близких людей: друг за другом умирают его мать, отец, дед, родной брат. 23 ноября 1881 г., по представлению епархиального начальства, Пётр Адоратский был зачислен в состав Российской духовной миссии в Пекине (в дальнейшем используется термин Пекинская духовная миссия – Ред.). 10 января 1882 г. он принял монашеский постриг с именем Николай. 24 января того же года был рукоположен в иеродиакона, 28 января – в иеромонаха. Приехав в Пекин 8 ноября 1882 г., молодой миссионер сразу активно включился в просветительскую деятельность Пекинской духовной миссии. Он устроил при миссии церковный хор и много работал над исследованием прошлого православной и других христианских миссий в Срединной империи. За усердное прилежание, проявленное при переводах на китайский язык православной богослужебной литературы, 5 апреля 1884 г. Св. Синодом иеромонах Николай (Адоратский) был награждён набедренником.
Во время пребывания в Китае иером. Николай совершил поездку из Пекина в г. Ханькоу, где 26 апреля 1885 г. освятил Александро-Невский храм, построенный на денежные пожертвования местных россиян, главным образом торговцев чая, экспортируемого в Россию. Постоянные служебные разъезды в условиях жаркого и влажного климата, непривычного для многих европейцев, серьёзно подорвали его здоровье. Вследствие чего в феврале 1886 г. о. Николай покидает Пекин и возвращается в Россию. Вначале он находился в ведении Казанского епархиального начальства, а затем 16 августа 1886 г., по ходатайству архиепископа Херсонского Никанора, его назначили смотрителем Херсонского Духовного училища. В это время иером. Николай написал свои учёные записки по объяснению Священного Писания, результатом его занятий искусством церковного пения было богатое и редкое собрание нот богослужебных песнопений.
Кроме того, иером. Николай продолжал свои научные занятия, связанные с поисками материалов, в том числе архивных, для задуманной им истории Пекинской духовной миссии, в стенах которой ему довелось провести несколько памятных для него лет. Начало архивным поискам материалов по истории Пекинской духовной миссии было положено ещё в последний год пребывания о. Николая в китайской столице, когда в частном письме он сообщал: «Теперь принимаюсь за историю Пекинской духовной миссии. Здешние архивы, особенно южный, дали мне хорошие документы. Ещё больше материалов нашёл я в "Иркутских епархиальных ведомостях"». По мере обработки собранных материалов по истории Пекинской духовной миссии, иером. Николай начал издавать её отдельные главы в казанском журнале «Православный собеседник», где ранее печатались его статьи, написанные в Вене. Публикация серии статей по истории Пекинской духовной миссии в «Православном собеседнике» сразу привлекла к себе внимание читателей, особенно тех, кто интересовался Китаем, либо бывал там.
В июле 1887 г. иеромонах Николай (Адоратский) представил Совету Казанской духовной академии диссертацию на соискание степени магистра под названием «История Пекинской духовной миссии в первый и второй периоды её деятельности (1685-1808)». К этому времени им, помимо книги в двух выпусках, было опубликовано более десятка журнальных и газетных статей, в которых детально рассматривались проблемы Христианской Церкви в европейских странах и России, а также отдельные сюжеты из истории Пекинской духовной миссии, в том числе тесно связанные с развитием российской синологии. Рецензент проф. КазДА П.В. Знаменский высоко оценил труд иером. Николая: «Сочинение представляет первый полный и цельный труд о Пекинской миссии и является весьма ценным вкладом в историческую науку». Защита диссертации, представленной молодым учёным в виде книги в двух выпусках, состоялась 7 января 1888 г. и прошла успешно для её автора. 22 февраля 1888 г. о. Николай был удостоен научной степени магистра богословия. Пожелания рецензента о том, чтобы «почтенный автор не заканчивал своей работы представленными выпусками, а продолжал её и далее», было принято исследователем как желанное напутствие к его дальнейшим поискам материалов о Пекинской духовной миссии. О своём намерении продолжать разработку истории последней он сообщал коллеге в Пекин: «Собираюсь продолжать историю [Пекинской духовной] миссии с 1828-го по 1878 г. Все материалы у меня готовы и листов шесть уже написаны... Бог даст, осенью улучу возможность обработать конец». К сожалению, новый творческий замысел о. Николаю реализовать не удалось из-за постоянного нездоровья и новых многотрудных обязанностей, связанных с его избранием церковным иерархом.
16 октября 1887 г. иеромонах Николай (Адоратский) был назначен ректором Ставропольской духовной семинарии, 25 октября того же года – возведён в сан архимандрита. Во время управления семинарией архимандрит Николай раскрыл свой талант администратора. 11 марта 1890 г. он был хиротонисан в епископа Новомиргородского, первого викария Херсонской епархии. 8 июня 1891 г. был назначен епископом Алеутским и Аляскинским, однако из-за болезни не смог поехать в Америку, и 7 сентября того же года был переведён на Балтскую кафедру викарным епископом Подольской епархии. Здесь епископ Николай воплотил свои дарования в успешной организации и развитии в епархии дела народного просвещения.
22 октября 1895 г. епископ Николай (Адоратский) был назначен на самостоятельную кафедру обширнейшей Оренбургской и Уральской епархии. В её состав, помимо Оренбургской губернии, входили Уральская и Тургайская области; территория епархии простиралась от сибирских слобод до Каспийского и Аральского морей. С первых же дней по приезду в Оренбург Владыка занялся благоустройством епархии. Старался во всё вникнуть, узнать и проверить лично. Заботился о чистоте, благочинии и порядке церковного богослужения. Не любя пышных приёмов и обильных угощений, ведя подвижнический образ жизни, Преосвященный Николай имел обыкновение незамеченным, без свиты и с одним помощником, посещать храмы и наблюдать за благолепием богослужения.
Во время богослужений (зимой архиерей служил очень редко ввиду тяжёлой болезни – застарелого плеврита), будучи знатоком церковного пения, он особенно заботился о выборе церковных напевов – так, чтобы они «проникали в душу молящихся». Вступив на кафедру, владыка Николай приложил немалые усилия к усовершенствованию архиерейского хора. Многих богомольцев привлекали красота богослужения под началом Преосвященного Николая и его красноречие. Проповеди архипастыря были жизненны, просты и убедительны, впечатление от них усиливал его литературный талант и знание местных особенностей. (Владыка тщательно изучал историю Оренбургского края, интересовался исторической литературой и современным ему развитием просвещения. Предполагал составить «Историко-статистическое описание церквей и приходов Оренбургской епархии» и распорядился о возобновлении составления летописей церковных приходов.)
В своих проповедях Преосвященный обличал неблаговидные поступки как мирян, так и духовенства, высказывал правду невзирая на лица. Всякая ложь страшно его волновала, усиливая и без того болезненное состояние. Из-за настойчивости и горения в достижении цели его характер недоброжелатели считали «тяжёлым». Строгий к самому себе, Владыка требовал строгой исполнительности и добросовестного отношения к делу и от окружающих. Не терпел жалоб и ссор среди духовенства. Если ему и случалось иногда делать выговор своим подчинённым, то это происходило с глазу на глаз, без свидетелей, чем он никогда не оскорбил и не унизил достоинства держащих пред ним ответ. За короткий срок пребывания в Оренбургской епархии Владыка Николай, как добрый пастырь, будучи столпом веры и защитником слабых и угнетённых, сумел снискать любовь и уважение народа за свою прямоту, искренность и простоту.
Как администратор епископ Николай проявил себя самым блестящим образом. Он значительно улучшил порядки в Консистории, заботился о подъёме духовного просвещения, улучшил положение учащихся духовных школ и поднял хозяйственную часть епархиальных учреждений. На епархиальных съездах Преосвященный лично разъяснял священникам об обязанностях духовенства в деле устроения церковных школ, что преподавать Закон Божий –
это их прямая обязанность, и что
недопустимы пропуски этих уро­ков. Особое попечение архипастырь проявлял к воспитанникам семинарии – будущим пастырям. С начала вступления на кафедру он стал привлекать кандидатов священства к чтению и пению во время богослужения в архиерейской Крестовой церкви, лично наблюдая за ними и делая указания. Благодаря этому в учащихся укреплялся дух церковности и интерес ко всем сторонам пастырского служения. Часто владыка Николай посещал уроки в семинарии, Духовном и Епархиальном женском училищах, причём иногда проводил целый день в этих учебных заведениях, беседовал с учениками и преподавателями, будучи при этом доступным и открытым для всех. Кроме того, Владыка по-отечески принимал участие в судьбе молодых людей, готовившихся к духовному званию, сам благословлял на благочестивый брак.
Кратковременное пребывание епископа Николая на Оренбургской кафедре не дало ему осуществить все добрые замыслы. Летом 1896 г. Преосвященный выезжал на двухмесячное лечение в Крым (в это время временное управление епархией принял на себя епископ Старицкий Гавриил, викарий Тверской епархии), после которого приехал бодрым и с новой энергией принялся служить и заботиться о духовно-учебных и других учреждениях епархии. Но тяжёлый недуг не оставлял Владыку в покое ни днём, ни ночью. По совету врачей он переехал из архиерейского дома, в котором проводился ремонт, в квартиру ректора Оренбургской духовной семинарии прот. Ф.А. Дмитровского. 23 октября 1896 г., после одного из неприятных разговоров, и без того слабого Владыку парализовало – у него отнялась вся правая сторона. Оставшиеся дни Преосвященный Николай провёл в тяжёлых муках, бессловесным и при полном сознании. Близкие отмечали, как Владыка мужественно терпел страдания, так что даже стона от него никто не слышал. Ночью 29 октября 1896 г. епископ Николай (Адоратский) в возрасте 48 лет отошёл ко Господу.
31 октября, когда тело архипастыря было перенесено из семинарии в Введенский собор, произошло событие, наводящее на размышления. Соборный протоиерей, с которым у Владыки состоялся последний нелицеприятный разговор, приведший Преосвященного к удару, неожиданно почувствовал себя плохо. В этот же день он слёг и скончался вслед за своим епископом через семь дней.
2 ноября чин погребения почившего архипастыря в Оренбургском Свято-Казанском кафедральном соборе при большом стечении народа совершили Преосвященные Гурий, епископ Самарский и Ставропольский, и Владимир, епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии. Похоронен был Преосвященный Николай (Адоратский) в склепе Казанского собора. Судьба захоронения Владыки после взрыва собора в 1934 г. осталась неизвестной.
Епископ Николай (Адоратский) оставил о себе добрую память как миссионер-подвижник и как серьёзный исследователь церковной истории. Ему удалось передать довольно значительное научное наследие, позволяющее говорить о его широких научных интересах и методах отбора и обработки исследуемого материала. Оставаясь тонким исследователем проблем церковной жизни в России и за рубежом, он внёс весомый вклад в изучение истории Пекинской духовной миссии, в стенах которой получили солидную подготовку в восточных языках многие впоследствии известные в России маньчжуроведы, китаеведы, монголисты и тибетологи.

 ТРУДЫ ЕП. НИКОЛАЯ:
Исторический очерк вопроса о свободе вероисповеданий в современной Испании // Православный собеседник. Казань, 1876. Июнь-июль. С. 181-215; Заметки об общественной деятельности современного французского духовенства // Православный собеседник. Казань, 1876. Сент. С. 90-116; Заметка о покойном архимандрите Палладии, начальнике православной миссии в Пекине // Православный собеседник. Казань, 1884. Июнь. С. 248-252; Настоящее положение и современная деятельность православной миссии в Китае. Казань, 1884; Настоящее положение и современная деятельность православной духовной миссии в Китае // Православный собеседник. Казань, 1884. Авг. С. 373-390, Сент. С. 103-108; Ещё несколько слов о настоящем положении и современной деятельности православной духовной миссии в Китае // Православный собеседник. Казань, 1884. Сент. С. 103-108; Положение миссионерства в Китае (Посвящается корпорации гг. наставников Казанской духовной академии) // Православный собеседник. Казань, 1885. Май. С. 68-96; Исторический очерк католической пропаганды в Китае // Православный собеседник. Казань, 1885. Сент. С. 24-69; Положение миссионерства в Китае. Казань, 1885; Исторический очерк католической пропаганды в Китае // Православный собеседник. Казань, 1885. Сент.; Отец Иакинф Бичурин (Исторический этюд) // Православный собеседник. Казань, 1886. № 1. С. 164-180, 245-278. №. 2. С. 53-80, 271-316; Протестантская пропаганда в Китае и современные гонения на ее миссии // Православное обозрение. 1886. Авг.; О пятидесятилетнем юбилее проф. Васильева // Новое время. 1886. № 3780 (7 сент.), Московские ведомости. 1886. № 250 (10 сент.); Православие и православная миссия в Китае // Современные известия. 1886. № 355 (25 дек.¬); Православный храм в г. Ханькоу (в Китае) // Нива. 1887. № 1 (янв.); Воскресный день. 1887. № 4 (февр.); Православная миссия в Китае за 200 лет её существования. Опыт церковно-исторического исследования по архивным документам иеромонаха Николая (Адоратского), смотрителя Херсонского духовного училища. Вып. I. История Пекинской духовной миссии в первый период её деятельности (1685–1745); Вып. II. История Пекинской духовной миссии во второй период её деятельности (1745–1808). Казань, 1887; Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования (Посвящается русским синологам) // Православный собеседник. 1887. Февр. С. 252-265. Март. С. 317-151. Апр. С. 460-507. Май. С. 99-136. Июнь. С. 167-190. Июль. С. 310-340. Авг. С. 402-455. Сент. С. 30-58. Окт. С. 188-213. Нояб. С. 287-343. Странник. 1887. Апр.-май; Православие и православная миссия в Китае // Современные известия, 1886. № 355; Об источниках истории православной духовной миссии в первый и второй периоды её деятельности. Речь на коллоквиуме 7 января 1888 года // Православный собеседник. 1888. Янв.; Слово пред началом учения в Ставропольской духовной семинарии. 1889 г.; Речь при наречении в епископа // Оренбургские ЕВ. 1895. № 21. С. 664-665; Речь перед выездом в отпуск // Оренбургские ЕВ. 1896. № 13-14. С. 401-403; Слово при служении соборной церкви г. Уральска // Оренбургские ЕВ. 1896. № 17. С. 491-494.

 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
Оренбургские ЕВ. 1895. № 21. С. 1, 661–664. № 23. С. 733-737. № 24. С. 341-345, 792-793. 1896. № 2. С. 18-20, 31-32, 51-52. № 5. С. 55-56. № 7. С. 101-104, 220. № 8. С. 115-118. № 10. С. 325-327. № 13-14. С. 401-403. № 17. С. 491-494. № 18. С. 535-541. № 22. С. 650-679; Исторический вестник. 1896. Т. 66. С. 1107-1108; Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в её прошлом и настоящем. Оренбург, 1900. Вып. 7. С. 336; Юдин П. Л. Памяти Оренбургского епископа Николая // Исторический вестник. 1906. Т. 106. С. 579–591; Пекинская духовная миссия // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890-1907; Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., 1913. Т. 2. С. 1655-1656, 1704-1705; Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно): В 6 т. Эрланген, 1987. Т. 5. С. 118-120; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Ч. 2. С. 1394, 1407-1408, 1416, 1514-1515; Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 211; Смолич И. К. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 8. Ч. 1. С. 670, 729, 737, 770; Хохлов А. Н. Николай Адоратский (1849-1896) – историограф Пекинской духовной миссии //Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Сост. и отв. ред. Н. П. Свистунова. М.: Ин-т востоковедения, 2002. С. 336-349; История иерархии Русской Православной Церкви. М.: ПСТГУ, 2006. С. 352-353; Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М., 2007. С. 250-252; Горлов Г., прот., Боброва О. Ю. Духовная нива Оренбуржья. Оренбург, 2010. С. 194-198.

Прочитано 400 раз Последнее изменение Вторник, 05 Декабрь 2017 10:15

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Октябрь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости