По предложению Минобрнауки, первые уроки начнутся уже весной 2010 года. Под эксперимент попадут ученики четвертого и пятого классов. Считается, что дети именно 10-11 лет наименее конфликтные, добры, им присущи доброта и сопереживание. По мнению специалистов, эксперимент мог бы продлиться около трех лет. За это время планируется провести социологические исследования, будет изучаться мнение родителей, при положительном исходе опыта курс войдет в обязательную школьную программу, начиная с 2012 года.
По мнению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, важно, что преподавание в школах основ религиозной культуры предполагается построить на идеях добровольности. «Есть старая пословица: «Невольник – не богомольник», - сказал Патриарх. – Опыт показывает, что только добровольное восприятие такого рода идей может быть полезным для человека».
Понятно, что введение предмета – дело не простое. Нужны учебники, методическая литература. Нужны и преподаватели, подготовленные соответствующим образом. Глава РПЦ подписал распоряжение об образовании редакционного совета и редакционной коллегии по написанию учебника и методических материалов учебного курса «Основы православной культуры» для средней школы. В редакционный совет вошли 25 человек, среди которых есть и священнослужители, в том числе и представители русской зарубежной церкви, и миряне 18 человек. Секретарем стал протодиакон Андрей Кураев. В то время, как чиновники от Миноборнауки думают о введении предмета пока только в 4-5 классах, православные священники считают, что преподавание основ должно быть более масштабным .
«Малыши должны понимать, что кроме мамы и папы есть еще некто с большой буквы, кто любит их – говорит Андрей Кураев. - Для десятиклассников необходимость введения этого предмета обосновывается наступлением возраста, в котором люди начинают поиск себя и своего места в жизни.
Чиновники от образования считают, что на таких уроках ученику будет даваться возможность ознакомиться с культурой, историей, поскольку культура и религия связаны неразрывно. Президент при обсуждении проблемы подчеркнул, что к преподаванию таких предметов будут допущены только светские педагоги. Однако, представители духовенства опасаются, что многие преподаватели подойдут к вопросу формально, и тогда у школьника появится еще один нелюбимый предмет, и мы все вспомним знаменитое выражение нашего земляка Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Священнослужители всерьез озабочены этим вопросом. Например, преподаватель Московской духовной академии иеромонах Евфимий( Моисеев) в одном из своих интервью тоже высказал, что этот предмет должен вести священник. Он привел в пример духовников, которые во время уроков учат исповедоваться детей и даже учителей. После таких уроков почти все начинают посещать храм, и эффект от такого преподавания не сопоставим с результатом, который был бы на уроках преподаватели, которые относятся к своим обязанностям формально.
Тем более, что цель нововведения не в просто образовании. Речь идет о духовной, патриотической составляющей. По сути, государство, соглашаясь на введение этих часов, обращается к церкви за помощью. Ситуация действительно серьезная. Некому стало служить в армии, растет преступность, в том числе и подростковая. Причем, преступления, совершенные малолетками, отличаются особой жестокостью. Молодые люди не спешат вступать в брак и рожать детей, количество неполных семей в разы превысило все допустимые пределы. Как итог – проблемы с воспитанием, приводящие к воспитанию целой плеяды ни к чему не приспособленных молодых людей, которые не в состоянии возглавить и обеспечить семью, потому что сами таковой не имели. О каком чувстве патриотизма, долга перед Отечеством может идти речь?
Говоря о преподавании нового предмета на Ассоциации православных гимназий ПФО, которая прошла в начале сентября в Нижнем Новгороде, Предстоятель Русской Церкви подчеркнул необходимость задействовать существующую в стране систему повышения квалификации педагогического состава. Он также выразил убежденность в том, что, не участвуя напрямую в преподавании этой дисциплины в школе. Церковь не должна уклоняться от ответственности за подготовку педагогов. «Я хотел бы призвать в первую очередь наших владык
Договоренность о введении нового предмета у школьников на самом высоком уровне – результат многолетней работы в этом направлении православной церкви. В разных уголках нашей большой страны священники проводили такие уроки вместо классных часов. Оренбургская и Бузулукская епархия - не исключение. Духовники и сотрудники миссионерского отдела Свято-Троицкой Обители Милосердия уже несколько лет сотрудничают в этом плане со всеми учебными заведениями Саракташа. Благо, директора школ, понимая, насколько важно нравственное воспитание, всегда идет навстречу. К тому же, представители церкви за такие часы не требуют зарплаты.
По данным Комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты за 2007 год, из тех граждан России, которые считают себя религиозными, примерно 80% православные, 10% мусульмане, 10% - последователи остальных конфессий. То есть, большинство населения нашей страны – христиане, значит, представители других религий должны, как минимум, знать и уважать ее традиции.
- Русь всегда была православной, и история нашего государства всегда была связана с религией. - считает протоиерей Николай Стремский, настоятель Свято-Троицкой Обители Милосердия, благочинный Саракташского округа. Не знать историю православия – не знать историю России, страны, где мы живем. Это все равно, что мы бы жили в Египте или Турции и отказывались изучать ислам.
На Богородичных чтениях, которые прошли в сентябре в Оренбурге, тема введения уроков ОПК тоже активно обсуждалась. Поднимались проблемы взаимодействия государства, церкви и семьи.
Митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин в своем приветственном слове подчеркивал, что государство понимает, что церковь может содействовать в воспитании высоко духовного и нравственного человека. И заповеди Божьи «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», «Чти отца и матерь» - обязательны для всех, независимо от того, верующий человек или нет.
ОБ УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
- Николай Сванидзе – председатель комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести:
- Я – сторонник введения предмета под названием «история основных мировых религий». Это важно для повышения общего культурного уровня , уровня исторических знаний и представлений о морали, потому что именно в религию упираются нормальные человеческие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Преподаватели должны быть невоцерковленные люди, а светсткие, но с историческим или культурологическим образованием.
- Федор Бондарчук, режиссер, актер:
- Если дети будут иметь право получить доступ к основам религий в школе, это пойдет им на пользу в нашем жестоком мире. Я сталкивался с детишками, которые посещают русские православные учебные заведения вне школы – они, конечно, отличаются от других детей своей добротой. Взаимоотношениями друг с другом, отношением к взрослым, родителям, они более средценые, у них проявляется чувство сострадания, сопереживания к бедным, нездоровым.
- Михаил Леонтьев, политолог, телеведущий.
Государство обязано церкви, потому что в отличие от западных аналогов наша церковь была физически истреблена и культура эта физически выкорчевывалась в течение десятилетий. Вся русская и западноевропейская литература построена на религиозной основе, как ее можно понять без знания культуры? Цель нововведения в школах – образование. Без этого образование будет неполноценным.