Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Воскресенье, 12 Февраль 2017 19:02

Пастырь добрый: мученик-священник села Константиновка Алексий Макаров

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Константиновка в 1930-х гг. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Константиновка в 1930-х гг.

Служитель Божий не может оставаться в стороне от проблем, которыми живёт народ. Спасая души пасомых, он не смотрит на их политическую принадлежность, а пытается оградить их души от зла и погибели. Таким был скромный сельский пастырь, положивший душу за Церковь Христову и русский народ, Алексий Макаров.

Священник Алексий Николаевич Макаров родился 24 марта 1876 года в семье священника. В 1891 г. он окончил Оренбургское духовное училище. Алексий имел большое желание преподавать и, после сокращённого испытания экзаменами, получил свидетельство о звании учителя церковно-приходских школ32.
Вскоре Алексий женился на девице из простой семьи Варваре Васильевне. В 1914 г. у них родилась дочь Дарья. Матушка Варвара так же, как о. Алексий, преподавала в церковно-приходской школе. После его гибели она продолжала трудиться в школе с. Константиновка, последнем месте служения о. Алексия, претерпевая гонения и преследования, как вдова священника33.
С 1892 г. Алексий Николаевич преподавал в церковно-приходской школе и служил псаломщиком при церкви с. Никольского Оренбургского уезда34. В 1893 г. он был переведён в пос. Репинский Оренбургского уезда, где также преподавал в школе и служил псаломщиком в Михаило-Архангельском храме.
15 июня 1897 г. Преосвященным Владимиром, епископом Оренбургским и Уральским35, о. Алексий был рукоположен в сан диакона к Покровско-Богородицкой церкви пос. Трекинского Уральской области. В этом же году о. Алексий открывает в пос. Трекинском школу грамоты, где состоял учителем по всем предметам.
15 апреля 1902 г. о. Алексий был рукоположен в сан священника и направлен на приход в пос. Подстёпный Уральской области. В следующем, 1903 г., о. Алексий был переведён в с. Константиновка Преображенской волости Оренбургского уезда, где ему было уготовано принять мученический венец.
За ревность и усердную деятельность в деле духовного просвещения в 1897, 1900, 1901 и 1914 гг. о. Алексий был награждён архипастырским благословением. Впоследствии за пастырские и просветительские труды ему был вручён ещё ряд церковных наград: набед­ренник (1910 г.), скуфья (1914 г.), серебряная медаль в память 25-летия церковных школ (1910 г.), светло-бронзовая медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых (1914 г.). Священноначалие считало его поведение отличным, нареканий за время своего служения о. Алексий не получал. Кроме того, он стремился и к усовершенствованию своих знаний – в 1914 г. о. Алексий обучался на епархиальных противосектантских курсах.
Село Константиновка (современного Шарлыкского района Оренбургской области), куда был направлен о. Алексий, располагалось в отрогах высоких холмов на границе с Уфимской губернией на речушке Амантай, в 140 верстах от уездного города Оренбурга. Константиновка была основана в середине XIX в. и имела двойное название: Константиновка-Смоленка. Первое – по имени землемера, который отводил участок под село. День св. равноапостольного князя Константина Великого отмечался в Константиновке как праздник села. Второе название – Смоленка – было в память об основателях села – крестьянах-переселенцах из Смоленской губернии.
Деревянный храм в честь праздника Покрова Божией Матери и колокольня в Константиновке были построены в 1895 г. тщанием прихожан. Здание храма было просторным, обладало великолепным убранством. Пение совершалось на два клироса, и было очень вдохновенным. По праздникам раздавался звон колоколов, храм в такие дни был полон – стекалось всё село. В будни постоянными посетителями церковных богослужений были старики. В 1932 году церковь закрыли. Все иконы вывезли в районный центр – с. Шарлык. В храме долгое время был зерносклад. В 1959 году здание сломали, построили клуб. Сейчас на этом месте запустение.
При храме, в частном здании, действовала церковно-приходская школа, в которой обучалось около 80 детей. О. Алексий был заведующим и законоучителем в этой школе. В 1905 г. ходатайством и хлопотами о. Алексия при школе впервые была открыта библиотека36. Впоследствии школа постепенно преобразовывалась в начальную, семилетнюю и восьмилетнюю. Сейчас это Константиновская средняя общеобразовательная школа.
Во время служения о. Алексия в селе существовало около 200 дворов и полторы тысячи жителей – крестьян. Жители с. Константиновка испокон веков считались трудолюбивыми, очень бережными. Константиновцы были больше суе­верны, чем религиозны. Большие праздники сопровождались попойками, не обходилось без драк. Зимой, начиная со святок и до Великого поста, каждый вечер проводились кулачные бои.
В селе было соломенное царство. Соломой были крыты избы, сараи, риги37, плетнёвые пуньки38. Солома сплошной массой разносилась ветром на гумнах39. Поэтому случались пожары. Домов, крытых железом или тёсом, в селе было очень мало. Чистоты в домах, дворах, на улицах не было. Кругом навоз, сор, грязь, пыль. Не было и палисадников, не говоря о садах. Полы в избах мылись один раз в неделю, в субботу. В это время топили бани и мылись в них. Использовались и печи. В них залазили и парились. Среди населения села была большая завшивленность. Много было блох и тараканов. Жили тесно, в семьях было от 6-8 до 20 человек. Спали на полу и полатях, редко на кроватях. Частым явлением была чесотка. Особенно распространилась она во время Первой мировой и Гражданской войн.
На гуляньях пропивалось много средств. Чай пили один раз в неделю – в воскресенье или после бани. Сахар давался к чаю по маленькому кусочку. Развлечением для молодёжи являлась улица. На ней пели, плясали, водили хороводы.
Взаимопомощь среди жителей села являлась традицией. Одежду, обувь, бельё – всё жители села делали сами. Посты все соблюдали. Это заставляло делать не только религиозное учение, но и экономическая необходимость. Крестьяне вели натуральное хозяйство. Добыть деньги, в первую очередь, можно было от продажи яиц, масла, мяса, скота. Следовательно, нельзя это было поедать самому.
В дореволюционное время население Конс­тантиновки, как и население других сёл, боялось не только недорода хлеба, пожаров, но и воровства. Особенно бедственное положение бывало крестьянам от кражи у них лошадей. Поэтому крестьяне летним днём работали на лошадях, а ночью охраняли их40.
В таком крестьянском обществе проходило пастырское служение о. Алексия. Сельчане батюшку любили. Как истинный пастырь, он бескорыстно исполнял все просьбы своих прихожан, особенно помогал бедным, совершал молебствия и требы в любое время дня и ночи безвозмездно. Когда о. Алексия арестовали, константиновцы собирали подписи и ходатайствовали за него перед властями, пытаясь вызволить его из тюрьмы.
Революция и Гражданская война принесли в жизнь села сумятицу и горе. Пришедший к власти атаман Дутов, кроме объединения казачества против большевизма, объявил мобилизацию молодёжи 1898-99 г.р. и унтер-офицеров среди всего населения Оренбуржья. Население разделилось – одни шли в Белую армию, другие – в создававшиеся красногвардейские отряды. По мере развития военных действий Гражданской войны мобилизованные переходили из одной воюющей стороны в другую. Костантиновка, как и другие сёла Оренбуржья, трижды переходила из рук в руки. Первый раз – при переходе власти к Дутову в июне 1918 г. Второй раз она была захвачена частями 24-й железной дивизии Гая 7 января 1919 г. Третий раз – с 8 апреля по май 1919 г. Константиновка была в руках колчаковцев. В конце мая 1919 г. село окончательно перешло в руки большевиков.
О. Алексий болезненно переживал происходящие в России события, поддерживал борьбу белогвардейцев и рассказывал своим односельчанам о пагубности большевизма. Он говорил, что «красные не признают Бога и святых, развращают Божий народ». Приводил слова Троцкого, который при посещении одного села на митинге выкрикивал, что «церкви превратит в конюшни, а мечети – в бани». О. Алексий был возмущён запрещением преподавания Закона Божия в школах, резко высказываясь в адрес большевиков о том, что «уничтожая Закон Божий, они будут жить как бездушный скот». В частных беседах он рассуждал, что «коммуны не смогут долго существовать, потому что в них нет связующего цемента христианской любви, при котором каждый своё „я" мог бы принести в жертву другому». Обличал грабительскую тактику красноармейцев, набивавших себе карманы.
В храме о. Алексий зачитывал обращение Св. Патриарха Тихона об отлучении враждебно относящихся к Церкви. После взятия Оренбурга отрядами Дутова летом 1918 г. о. Алексий с большой радостью и благодарением Господу зачитывал прихожанам обращение епископа Мефодия41, в котором провозглашалась слава казакам, освободившим город от «красных». Молодых людей он увещевал: «Иди добровольцем в ряды Белой армии, и тем спасешь свою жизнь. А если придётся умереть – так за правое дело»42. Мобилизовавшихся в Красную армию односельчан он также не оставлял без напутствия: служил молебен и призывал подчиняться начальству и советским властям. Несмотря на осуждение советской власти и её «деятелей», о. Алексий в духе христианской любви спасал своих сельчан-красногвардейцев от рук отряда дутовцев, когда они стояли в Константиновке. Благодаря ему, многим константиновцам тогда удалось избежать расстрела.
Июньским вечером 1919 г. комиссар с. Преоб­раженка Я.Д. Поздняков и несколько вооружённых красноармейцев из его отряда приехали в Константиновку и стали требовать у жителей лошадей с целью как можно быстрее уехать на соединение с Каширинским отрядом: небольшой отряд Позднякова испытывал угрозу попасть в руки к белоказакам. Во время завязавшегося спора, кто-то набатом церковного колокола собрал всех жителей. Возмущённая толпа, не желавшая отдавать своих лошадей-кормильцев, стала выкрикивать: «Бей их!». Тогда-то красноармейцы, боясь расправы взбудораженной толпы, для острастки стали стрелять вверх. Толпа расступилась и побежала. Но кто-то из красногвардейцев в спешке или умышленно спустил дуло винтовки и одной пулей одновременно сразил двух ни в чём не повинных людей. В провокации и трагическом исходе комиссар Поздняков обвинил о. Алексия.
11 июля 1919 г. священник Алексий был арестован. Следствие длилось 9 дней. Слова и действия о. Алексия расценили как «пропаганду против советской власти и коммуны». Во время заключения и на допросах о. Алексий вел себя достойно высокого звания христианского пастыря. Он спокойно и правдиво отвечал на вопросы, не оправдываясь и, тем более, не заискивая перед безбожной властью, всецело предавшись воле Божией. 19 июля 1919 г. заседанием Оренбургского ЧК, на основании заключения следователя по обвинению в контрреволюции о. Алексий был приговорён к расстрелу. Место расстрела и захоронения новомученика осталось в безызвестности.

32Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 177. Оп. 1. Д. 77. Л. 130.
33ГАОО. Ф. Р-2412. Оп. 1. Д. 13. Л. 21.
34ГАОО. Ф.173. Оп. 6. Д. 11044. Л. 372-373.
35Владимир (Соколовский-Автономов), епископ Оренбургский и Уральский в 1896–1903 гг.
36Оренбургская газета. 1905. 1 марта.
37Сушильное помещение в гумне.
38Летнее помещение для сна.
39Производственные постройки, предназначенные для сушки и обмолота зерновых (ржи, ячменя, пшеницы, овса) и семенных (конопли, льна, гороха) культур.
40Кулешов Г.Н. Воспоминания. Рукопись. С. Шарлык Оренбургской области, 1969 г. // Архив музея средней школы с. Константиновка Шарлыкского района Оренбургской области.
41Мефодий (Герасимов), епископ Оренбургский и Тургайский в 1914-1919 гг. В 1919 г. эмигрировал в Китай. Возглавлял Харбинскую епархию. В 1929 был возведён в сан митрополита. Скончался в г. Харбине в 1931 г.
42Архив УФСБ по Оренбургской области. Д. 21189.

Прочитано 93 раз
Банникова Елена

Елена Владимировна Банникова - выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Ныне секретарь комиссии по канонизации святых Оренбургской епархии.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Август 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости