Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Воскресенье, 12 Февраль 2017 19:11

«Положил душу свою за други своя»: священник села Максимовка Михаил Разумов

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)
Клуб в центре с. Максимовка, построенный на месте разрушенного храма Покрова Божией Матери Клуб в центре с. Максимовка, построенный на месте разрушенного храма Покрова Божией Матери

О. Михаил Разумов воплотил в своей жизни Христову заповедь о любви. По слову ап. Павла, «для всех он сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Венцом его трудов стало мученичество.

Священник Михаил Александрович Разумов родился в 1878 году в семье священника. В 1898 году юноша поступает в Оренбургскую духовную семинарию. После окончания третьего курса он вынужден был завершить своё обучение вследствие тяжёлой болезни отца25. В июле 1901 года Михаил, определением епископа Владимира26, назначен псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в село Зобово Оренбургского уезда. Здесь же, в местной церковно-приходской школе, Михаил Александрович преподавал Закон Божий.
Вскоре он женился на девице Евгении Ивановне Чертыковцевой, в браке родились сыновья Серафим, Александр и дочь Мария. 5 марта 1905 года Преосвященым Иоакимом27 псаломщик Михаил Разумов был рукоположен в сан диакона. 8 июля 1908 года епископом Иоакимом диакон Михаил был рукоположен в сан священника к церкви святых бессребреников Космы и Дамиана села Стрелецкого Оренбургского уезда.
В этот период Господь уготовал испытание пастырю – его супруга скончалась. Поднимать и воспитывать малолетних детей отцу Михаилу помогала мать почившей – Ксения Ивановна, которая не оставила детей и после гибели батюшки.
В 1911 году правящий епископ Феодосий28 переводит священника Михаила Разумова к храму Покрова Пресвятой Богородицы в село Максимовка Софиевской волости Оренбургского уезда (сейчас Пономарёвского района Оренбургской области), где отец Михаил и был призван к мученическому венцу.
В селе Максимовка тогда было около 400 крестьянских дворов и более тысячи жителей. Храм в честь Покрова Божией Матери в с. Максимовка был просторным, деревянным, как и колокольня. Убранство церкви – скромным. Приход славился хорошим клиросным пением, собирались сюда на торжественные богослужения и прихожане из соседних сёл. В 1930-х гг. церковь была полностью разрушена, сейчас в вымирающем селе на этом месте стоит клуб. Семьи о. Михаила и псаломщика Сергия Богословского жили скромно. При храме, в частном доме, существовала одноклассная смешанная церковно-приходская школа, в которой училось около 150 детей. Действовала и небольшая библиотека.
В 1912 г. Оренбургский уездный епархиальный училищный совет объявляет благодарность священнику Михаилу Разумову за успешное преподавание Закона Божия в школе. В 1914 г.
Преосвященным Феодосием ко дню Святой Пасхи за ревностное, усердное и продолжительное служение Церкви Божией отец Михаил был награждён набедренником. Отзывы о нём, как клирике, были самые хорошие: «поведения отличного, катехизис знает хорошо, читает и поёт». В «Оренбургских епархиальных ведомостях» о. Михаил упоминается как жертвователь на образование стипендии при духовных учебных заведениях Оренбургской епархии в честь 300-летия царствования Дома Романовых30. В 1915 г. о. Михаил был утверждён членом благочиннического совета по 14 округу Оренбургского уезда.
Во время Первой мировой войны на пастырей налагались особые труды, связанные с условиями, которые диктовало это время. С западных краёв Российской империи вглубь устремилось большое количество беженцев. Церковь совместно с государством прилагала максимум усилий по их приёму, устройству, организовывались сборы в пользу населения, пострадавшего от военных действий. Кроме того, проводились кружечные сборы на военные нужды в помощь действующей армии. Собирались пожертвования, отправлялись на фронт посылки и подарки воинам. Собирались средства и оказывалась помощь семьям воинов, пострадавших или погибших на войне, детям, осиротевшим из-за войны. Организовывалось особое вспомоществование раненым и увечным воинам. Священники окормляли таких воинов в пунктах Красного Креста, молились о здравии и утешали пострадавших. На приходах, помимо частных молебствий о победе русского оружия, активно велась проповедническая деятельность патриотического характера. В декабре 1916 г. за понесённые труды по обстоятельствам военного времени о. Михаил был награждён скуфьёй.

***

Ворвавшиеся в привычный уклад жизни революция и Гражданская война принесли горе и раздоры людям. В январе 1919 г. Оренбург был взят красногвардейцами, и с этого времени с большими кровопролитными боями большевики постепенно оттесняли оказывающих отчаянное сопротивление белоказаков. Станицы и сёла мало-помалу переходили в руки «красных». К сентябрю 1919 г. Дутов был вынужден оставить Оренбуржье. В конце ноября 1919 г. Оренбургская армия была разбита и отступала через гористые Тургайские степи к границе Китая.
Лихолетье не минуло и села Максимовка. Летом 1919 г. Максимовка была уже во власти большевиков. 11 июня 1919 года отца Михаила арестовали и предъявили обвинение в контрреволюции31. Красноармеец Архип Быков, сводя личные счёты с о. Михаилом, написал донос, после которого последовал арест священно­служителя. Злобу Быков затаил по причине того, что о. Михаил наотрез отказался хлопотать о его разводе с женой. Кроме того, злобная зависть Быкова была из-за непререкаемого авторитета, каким пользовался о. Михаил в своём селе. За 9 лет своего служения на приходе в Максимовке о. Михаил зародил добрые и доверительные отношения с прихожанами, снискал к себе любовь жителей Максимовки. Физически крепкий от природы, с таким же сильным, «казачьим» характером и волей, талантливый организатор, чутко чувствующий нужды и настроения крестьянства и казачества, о. Михаил вызывал у своих земляков большое уважение и стремление в подражании благочестивой жизни, которую вёл сам. Во время становления советской власти в селе крестьяне, слушая на митингах сладкую ложь о «светлом будущем», оглядывались на своего священника, советовались с ним и внимали, прежде всего, его мудрым рассуждениям. Естественно, это вызывало раздражение строителей «новой жизни».
Причиной приговора о. Михаила к высшей мере наказания стало следующее обстоятельство. О. Михаил, как истинный пастырь, чуждый всякой политики, старался всеми силами помочь мужчинам своего села избежать нечаянной гибели: по их просьбам он стал выдавать мобилизованным в солдаты Красной армии удостоверения личности, заверенные церковной печатью и собственной подписью. Как полагал о. Михаил, эти удостоверения уберегут их от неминуемой смерти, если они вдруг попадут в плен к белоказакам. Мобилизация красноармейцев была принудительной и поспешной, солдат отправляли в часть без документов. Здесь-то и вступился за них о. Михаил. Перед отправкой мужчин на военные действия он служил молебны, напутствовал воинов быть осторожными и осмотрительными, утешал, что скоро они вернутся домой к семьям и земле. «Не лезьте на рожон», – говорил, благословляя, о. Михаил сегодняшним необученным военному делу солдатам – вчерашним крестьянам, понимая, что в братоубийственной мясорубке Гражданской войны, при плохой организации красногвардейских отрядов земледельцы станут пушечным мясом.
С риском для жизни ненависть и осатанение враждующих сторон о. Михаил покрывал кроткой и бесстрашной любовью Христовой: не раз он спасал от расстрела красных, когда в Максимовке появлялись белые и начинали расправу. Так он спас и красноармейца Быкова, который впоследствии стал его обвинителем.
Действия о. Михаила были интерпретированы следствием как подрыв советской власти. Перед арестом сельчане хотели спрятать о. Михаила или отбить его у чекистов, но батюшка остановил их, не желая лишней крови и всецело положившись на волю Божию. После ареста максимовцы несколько раз, собрав подписи, решением сельсовета обращались в «органы» с требованием отпустить ни в чём не повинного священника. Но власть не вняла ни их просьбам, ни просьбам своих защитников – красноармейцев оренбургского запасного батальона, уроженцев Максимовки, тоже собравшим подписи и написавшим обращение об оправдании о. Михаила.
Спустя немногим более месяца пребывания в заключении, 14 июля 1919 г. отец Михаил, в возрасте 41 года, был приговорён к расстрелу. Злодеяние произошло в Оренбурге, предположительно, в стенах самой тюрьмы. Место захоронения о. Михаила точно не известно.

 25Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 177. Оп. 1. Д. 189. Л. 11.
26Владимир (Соколовский-Автономов), епископ Оренбургский и Уральский (1896-1903 гг.). В 1920-х гг. был в Григорианском расколе, затем покаялся и восстановил общение с Церковью. Скончался в 1931 г. в Москве.
27Иоаким (Левицкий), епископ Оренбургский и Уральский (1903-1908 гг.), Оренбургский и Тургайский (1908-1910 гг.).
Погиб от рук большевиков в 1918 г. в Крыму.
28Феодосий (Олтаржевский), епископ Оренбургский и Тургайский (1910–1914 гг.). В епархии пользовался большой любовью народа. Обладал исключительными умственными способностями и широкой научной эрудицией, соединённых с простотой, редкой сострадательностью и сердечностью. Скончался от тяжкого недуга в 1914 г.
и был похоронен в г. Оренбурге у алтаря домовой церкви архиерейского дома.
29ГАОО. Ф. 173. Оп. 6. Д. 11048. Л. 27-28.
30Духовенство и церковные деятели по публикациям Оренбургских епархиальных ведомостей 1912-1917 гг./ Сост. Щегольков А. Г. Челябинск, 2012. Т. 3. С. 214.
31Архив УФСБ по Оренбургской области. Д. 22322.

Прочитано 103 раз
Банникова Елена

Елена Владимировна Банникова - выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Ныне секретарь комиссии по канонизации святых Оренбургской епархии.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Август 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости