Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Вторник, 02 Январь 2018 08:27

Прославление святых на Архиерейском Соборе (продолжение I)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

НАЧАЛО В НОМЕРАХ 71, 72

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший 2-3 февраля 2016 года, прославил в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) и благословил общецерковное почитание 33 местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Святитель Иона Ханькоуский
(†1920, память 20 октября)

Преосвященный Иона, в миру Владимир Пок­ровский, родился 17 апреля 1888 года в селе Рогачево Дмитровского уезда Московской губернии. Он закончил Московское Заиконоспасское духовное училище и Калужскую духовную семинарию, по успешному окончанию которой в 1910 году будущий святитель как лучший воспитанник был отправлен за казённый счёт в Казанскую духовную академию. Своими успехами в учёбе он выделялся среди своих товарищей, и по окончании академии был оставлен профессорским стипендиатом.
Летом 1912 года Владимир Покровский принимает монашество, при пострижении получает имя Иона и зачисляется в число братии Оптиной пустыни. Вскоре он был рукоположен в сан иеромонаха. Его духовными наставниками были Оптинские старцы – преподобные Иосиф и Анатолий Младший. Иеромонах Иона блестяще закончил духовную академию в 1914 году в возрасте 26 лет. По окончании учебы о. Иона служит доцентом Казанской духовной академии на кафедре Священного Писания Нового Завета.
В марте 1916 года иеромонах Иона отправляется в действующую армию добровольцем. В 1918 году отец Иона возвращается в Казань и продолжает преподавать в духовной академии. В мае 1918 года иеромонаха Иону арестовывают в Казани за то, что у него в квартире был обнаружен представитель атамана Дутова. О. Ионе удаётся бежать из заключения, но в Перми его вновь задержали, и, покалечив, отправили в тюрьму. Через 4 дня группу заключённых с о. Ионой направили в Тюмень на суд трибунала, но по дороге пароход был обстрелян войсками Сибирского правительст­ва и узники были освобождены.
Три месяца о. Иона скитался, жил на подаяние, служил инструктором, затем учителем начальной школы в Тобольске. Узнав о положении в Омске, он поехал туда с докладом Временному Высшему Церковному Управлению, и в июне 1919 года получил назначение в армию благочинным в XI армейский корпус с возведением в сан игумена.
В армии атамана Дутова игумен Иона стал его близким другом и соратником. При отступлении дутовской армии под натиском красных Господь неожиданно послал утешение. 16 ноября 1919 г. в штаб армии в Акмолинске была доставлена чудо­творная Табынская икона Божией Матери. Игумен Иона увидел в этом особую милость Божию, и с тех пор не расставался с чудотворным образом. Службы перед иконой служили ежедневно, во время больших праздников денно и нощно он ездил с ней на поля боёв, чтобы ободрить сражающихся, и служил панихиды по погибшим.
Когда генерал-лейтенант Дутов принял на себя звание Главного начальника Семиреченского края с подчинением атаману Анненкову, игумен Иона в связи с отсутствием в Семиреченском крае епископа и связи со Святейшим Патриархом Тихоном или Временным высшим церковным управлением был назначен Главным священником Семиреченского края.
После гибели атамана Дутова вся забота о добывании средств на содержание отряда пала на плечи игумена Ионы, принявшего на себя обязанность главного священника всех русских, пребывающих в Синзянской провинции. Пока о. Иона ездил с дипломатической миссией в Пекин, часть отряда Дутова была захвачена красными, а часть ушла в безлюдные места провинции. После этих событий о. Иона обращается к председателю Высшего русского церковного управления заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому), полностью отдавая себя в распоряжение высшей церковной власти. 18 сентября 1922 года в Русской духовной миссии в Пекине была совершена его епископская хиротония. Епископ Иона возглавил викариатство в Тяньцзине (Ханькоу) и был назначен настоятелем Свято-Иннокентиевской миссионерской церкви в городе Маньчжурии, куда он и прибыл 19 октября 1922 года.
Ревностный служитель Церкви Божией и выдающийся проповедник, молодой и энергичный епископ Иона прежде всего взялся за устроение своей паствы в религиозно-нравственном отношении. В своём храме он устанавливает уставное богослужение, заводит прекрасный хор, неустанно проповедует, храм наполняется богомольцами и, наконец, делается тесен. Благодаря епископу Ионе Свято-Иннокентиевский храм отреставрировали и устроили придел во имя святителя Николая, где в праздничные дни совершалась ранняя литургия, которую святитель неукоснительно посещал, а после этого в 10 часов служил позднюю литургию. Любовь его к богослужению была так велика, что он не оставлял его даже и тогда, когда находился в болезненном состоянии, при высокой температуре. В таком состоянии он служил в праздник Воздвижения Креста Господня и в день Покрова Пресвятой Богородицы, и при больном горле, почти шёпотом, поучал свою паст­ву евангельским истинам.
В его деятельности особое место занимает просветительская и педагогическая работа. По приглашению городского совета он преподаёт в местной гимназии Закон Божий, регулярно выступает с публичными лекциями, издаёт народные листки религиозно-нравственного содержания, читает лекции на богословско-религиозных курсах в Харбине. Епископ Иона даже организовал вечер русской песни с чайными избушками в Маньчжурии, имевший большой успех и весьма ожививший национальный дух жителей.
Особо сострадательно святитель относился к детям-сиротам. Он открыл у себя в старой церкви в Маньчжурии детский приют, подчинив его Маньчжурскому международному комитету помощи детям-сиротам и нуждающимся, председателем которого он состоял со дня своего приезда в Маньчжурию и до самой смерти.
За три года пребывания епископа в Маньчжурии им были созданы детский приют, низшее начальное училище, высшее начальное училище, бесплатная столовая, бесплатная амбулатория, аптека с бесплатным отпуском лекарств для бедных, ремесленные классы при училищах и библиотека.
Образ жизни самого епископа Ионы был очень скромным. Питался он весьма просто. Любимым блюдом его был жареный картофель и чёрный ржаной хлеб. Одежда и обувь владыки были более чем скромны. Заплаты являлись обычным украшением того и другого. Все свои личные средства владыка тратил на дела благотворительности.
Всегда приветливый и жизнерадостный, интересный собеседник, владыка пользовался большой любовью и уважением окружающих. По свидетельству знавших его, народ шёл к нему кто за советом, кто за помощью с 7 утра. Двери его скромной маленькой квартирки не запирались до 10-11 часов вечера. А в 11 вечера, когда никто уже не мешал, владыка принимался за работу. В великие праздники там было не протолкнуться. Навещали его не только русские, но китайцы и иностранцы.
Любимым местом отдыха владыки был детский приют, куда он уходил утомлённый работой и бесконечными посетителями. И дети платили ему редкой привязанностью. Летом в степи, во время прогулок, владыка играл с ними, бегал, заражая ребят своей весёлостью.
Ушёл из жизни епископ Иона неожиданно рано – в 37 лет, ровно через три года после своего прибытия в Маньчжурию. Он не привык заботиться о себе, поэтому, когда заболел ангиной, не стал обращаться к врачам, а прополоскал себе горло керосином, который оказался плохо очищенным: произошло заражение крови. Перед смертью владыка написал своё предсмертное завещание, где, прощаясь, просил не оставлять сирот.
День и ночь ходил народ к праху усопшего. Во время похорон всё население Маньчжурии и близлежащих пригородов без различия национальности и вероисповедания стеклось к храму.
И после смерти святитель не перестал творить добро. В ночь своих похорон он исцелил во сне десятилетнего мальчика Николая Дергачёва, страдавшего воспалением обоих коленных суставов, из-за которого ребёнок не мог не только ходить, но даже стоять. Мальчик увидел владыку во сне – тот подошёл к нему и сказал: «Возьми мои ноги, они мне больше не нужны, а свои отдай мне». Он проповедовал любить ближнего как самого себя, сам же любил ближнего больше, чем себя...

Преподобный Лаврентий Черниговский
(†1950, память 11 января)

Схиархимандрит Лаврентий (в миру – Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 году в селе Карыльском Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Отец и мать были глубоко религиозные люди и детей воспитывали в вере в Бога. Лука учился в начальной земской школе, был очень способным. В 13 лет он окончил школу и был оставлен помощником учителя. С детских лет Лука регулярно ходил в церковь, имел прекрасный слух, пел в церковном хоре. Однажды, быв в Коропе, он познакомился с удивительным человеком – бывшим регентом императорского хора, уроженцем этих мест, который сразу оценил способности юноши и стал обучать его регентскому искусству. Здесь же он освоил игру на скрипке. Около года провёл Лука в Коропе. По возвращении домой он становится регентом своего сельского хора.
Семья жила бедно. Лука обучается шитью и своим трудом начинает зарабатывать, чтобы помогать семье. К 17 годам он стал прекрасным портным, так что заказчиков у него было всегда много. В это время умерла мать, и Лука решил уйти в монастырь. Но старший брат Варфоломей настоял, чтобы он не покидал семью. Тяжело было Луке отклонить своё твёрдое намерение, но он смирился. Со своим другом юности Симеоном Лука ходил пешком в Киев к о. Ионе, чтобы он благословил получить духовное образование. Но о. Иона сказал им: «Ваша семинария при вас», – и не благословил. Вместе же с Симеоном Лука ездил на Афон. После настойчивых просьб Симеон был принят в число братии Афонского монастыря. А Луке один из афонских старцев сказал: «Езжай в Россию, ты там нужен будешь». Так он и поступил, вернулся домой.
Вскоре молодого талантливого регента пригласили управлять хором Рыхловского Никольского монастыря. Пение в Рыхловском монастыре стало привлекать не только молящихся, зачастую регенты из других мест специально приезжали послушать хор, который приобрёл немалую известность. Епископ Черниговский Антоний (Соколов), объезжая епархию, посетил Рыхловский монастырь и остался очень доволен пением. По приезде в Чернигов владыка послал настоятелю предписание направить регента Луку Евсеевича в Черниговский Троицкий архиерейский дом для управления хором. Так, приблизительно в 1905 году Лука переехал в Чернигов, где прошла вся его последующая жизнь.
В 1912 году, на 45-м году жизни, Лука был пострижен в монашество с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году – в иеромонаха. В 1928 году, по определению экзарха Украины митрополита Михаила, возведён в сан архимандрита. В 1923 году в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. До самого закрытия монастыря в первой половине 1920-х годов о. Лаврентий неизменно был регентом хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем.
Постепенно возрастал и духовный авторитет о. Лаврентия. Он был строгим последователем православного вероисповедания. К нему стремились и простые люди, и черниговская интеллигенция. Приезжие быстро узнавали, что в Троицком монастыре есть духовник высокой жизни, и рады были к нему попасть. Его любвеобилие, дар рассудительности, дар прозрения привлекали не только мирян, но и многих духовных лиц – черниговские епископы весьма дорожили его суждением.
Когда закрыли монастырь, отец Лаврентий поселился в маленьком убогом домике. Богослужения совершал в небольшом Ильинском храме. Так прошло 20 лет. Настало время, когда закрыли и этот храм. Лишённый возможности в храме прославлять Бога песнопением, о. Лаврентий тем не менее никогда не оставлял положенного правила церковной молитвы. Бережно сохранял он богослужебные книги и обширную нотную библиотеку. И когда его спрашивали: «Разве ноты ещё понадобятся?» – неизменно отвечал: «Конечно, будем ещё читать и петь».
Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Чернигова, было разрешено открыть Троицкую обитель. По зову старца собрались верующие и приступили к восстановлению обители. Люди трудились самоотверженно, и уже в день Архистратига Михаила 21 ноября 1941 года состоялось первое богослужение в церкви прп. Феодосия, расположенной под Троицким собором. А в 1942 году был освящён и главный престол Троицкого собора. На хоры поднялся дивный старец, и величественный храм огласился стройным пением. Обычно регенты дирижируют, стоя лицом к хористам и, значит, спиной к иконостасу, если хоры устроены в западной части храма. Но о. Лаврентий всегда обращён был лицом к алтарю, а певчие располагались симметрично полукругом по обе стороны, он же был в центре.
Нравственная чистота, духовная высота, неистощимая любовь к людям вызывали необыкновенное расположение к нему в каждом, кто хоть раз в жизни удостоился видеть его. Любовь батюшки была особенная, не знавшая пристрастия, не взиравшая на лица, на душевные качества. Он любил всех и проявлял это чувство приветливостью, вниманием, советом. О. Лаврентий был большим психологом, он знал духовный мир человека во всех его проявлениях и в самых тончайших оттенках. Все от него уходили согретые христианской любовью, ободрённые, с полным спокойствием на душе. Неединичными были случаи, когда о. Лаврентий предотвращал беду, спасал людей от смерти.
Что поражало в даре о. Лаврентия? Чёткий, определённый ответ на все сомнения и вопросы. И когда однажды близкий к нему человек осмелился спросить: «Батюшка, откуда вы знаете, что нужно ответить каждому обращающемуся к Вам, и всегда это бывает правильное решение?». Он ответил: «На мысль полагает Бог, и ответ в сказанном сразу».
Скончался схиаpхимандpит Лаврентий 19 января 1950 года. Чин погребения возглавлял епископ Иаков. По решению владыки местом упокоения была определена усыпальница под Троицким собором, где покоятся семь архиереев. До закрытия монастыря (в сентябре 1962 года) в храме регулярно совершались панихиды по почившему. Черниговские архиереи считали своим долгом и честью помолиться у могилки великого старца. После ликвидации монастыря доступ в усыпальницу был закрыт. Прошло 26 лет. Настало время, когда вновь богомольцы имеют возможность поклониться могиле о. Лаврентия.

Святитель Серафим Богучарский
(† 1950, память 26 февраля)

Николай Борисович Соболев – будущий архи­епископ Серафим – родился в г. Рязани 14 декабря 1881 г. в мещанской семье десятым ребёнком. Обстановка в семье была проникнута духом молитвы и глубокого осознания Промысла Божия в жизни человека. Большое влияние на будущего иерарха оказала его мать, хотевшая, чтобы её сын был священником. В 1894 году Николай Соболев был принят во второй класс Рязанского духовного училища, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. На 4-м курсе академии Николай Соболев был пострижен в монашество с именем Серафим. В том же 1908 г. он был последовательно рукоположен в иеродиакона и затем в иеромонаха. По окончании академии кандидат богословия иеромонах Серафим начал свою преподавательскую деятельность в духовных учебных заведениях РПЦ. В 1912 г. он был назначен ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Здесь архимандрита Серафима застала революция и Гражданская война. В марте 1918 г. семинария была закрыта и занята красноармейцами. Архимандрит Серафим переехал в монастырь святителя Тихона Задонского. В первой половине октября 1919 г. после долгих раздумий архиманд­рит Серафим и его брат иеромонах Сергий покинули Воронеж в последний момент в открытом вагоне с углём для паровоза вслед за отступающей армией генерала А.И. Деникина.
На юге России архимандрит Серафим вошёл в подчинение временно независимого Высшего Церковного Управления, образованного для самостоятельного решения срочных и важных вопросов. В мае 1920 года архимандрит Серафим был назначен ректором духовной семинарии в Симферополе. В сентябре 1920 г. сонм архиереев во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) совершил хиротонию архимандрита Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Однако вскоре, ввиду вступления в Крым большевиков, генерал Врангель отдал приказ об эвакуации, и епископ Серафим вместе с остатками Белой армии и беженцами покинул родную землю.
Весной 1921 года архиепископ Евлогий (Георгиевский), управляющий русскими приходами в Западной Европе, назначил епископа Серафима настоятелем Свято-Никольской церкви в Софии. 31 августа 1921 года Высшее Церковное Управление за границей назначило епископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии. Патриарх Тихон признал архие­рейскую хиротонию епископа Серафима и его назначение в Болгарию, изменив титул епископа Серафима на Богучарский.
До конца дней своих епископ Серафим оставался на должности управляющего русскими приходами в Болгарии, сначала в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, затем в юрисдикции Московского Патриархата. Местом служения епископа Серафима стал храм Святителя Николая на бульваре Царя Освободителя. Кроме этой церкви в подчинении епископа Серафима оказалось несколько приходов и Спасский (Александро-
Невский) монастырь в Ямболе.
В 1921 году при Никольском храме было образовано братство, которое заботилось о материальном обеспечении нетрудоспособных прихожан. Архипастырь организовал также комитет по сбору помощи в поддержку русских монахов Афона, которые после революции находились в тяжёлом положении, испытывали притеснения греческого правительства и часто голодали.
Тяжёлая болезнь (туберкулёз) не препятствовала епископу Серафиму регулярно совершать богослужения. Архипастырь неукоснительно служил во все воскресные и праздничные дни, а по четвергам читал акафист святителю Николаю. Большое внимание владыка Серафим уделял церковному хору. В результате хор при его жизни стал одним из лучших в Болгарии. По свидетельству духовных чад архипастыря, богослужение, как и частная молитва, были для него необходимы, как дыхание. Занимался архипастырь Иисусовой молитвой.
В 1934 году Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви возвёл епископа Серафима в сан архиепископа. Однако высокий сан мало что изменил в его жизни. Архиепископ вместе со
своим братом архимандритом Сергием снимал очень скромную и лишённую элементарных удобств квартиру на улице Велико Тырново. Архипастырь вообще старался избегать роскоши и пристрастия к вещам.
Жители Софии видели в архиепископе Серафиме угодника Божия, прозорливца. До нашего времени дошло немало свидетельств проявления его духовных дарований. Все, кто приходил к архиепископу Серафиму со скорбями, уходили от него утешёнными и окрылёнными, а его молитва порой возвращала к жизни и безнадёжно больных. Сам архиепископ Серафим чувствовал близость Бога, Его присутствие. «Когда умрём, тогда поймём, насколько близки нам были Спаситель, Божия Матерь и все святые, как сходили к нашим немощам и как исполняли наши молитвы», – говорил архипастырь. А вот ещё любимая фраза иерарха: «Господь близко: позовёшь Его, Он сразу откликнется».
С 1920 по 1945 годы архиепископ Серафим подчинялся Русской Православной Церкви Заграницей (Русская Зарубежная Церковь, РПЦЗ). При этом владыка Серафим был далёк от крайностей и удерживал Зарубежный Синод от радикальных шагов.
Также владыка занимался и научной деятельностью. 1 января 1938 года за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» он был удостоен учёной степени магистра богословия. Свои книги «Русская идеология» и «Об истинном монархическом миросозерцании» посвятил вопросу государственного устройства России. Основой благополучия государства архиепископ Серафим считал симфонию властей – церковной и царской. Архиепископ Серафим считал, что уничтожение этой симфонии и привело Россию к катастрофе 1917 года. Архипастырь был убеждён, что в России необходимо восстановить монархическое правление.
В годы Второй мировой войны архиепископ Серафим не служил молебнов о победе Германии, а также отказывался благословить русских эмигрантов на борьбу против России, говоря, что воевать против своей родины – грех.
15 апреля 1945 года архиепископ Серафим обратился к Святейшему Патриарху Алексию I с просьбой о принятии в Московский Патриархат. 30 октября 1945 года архиепископ Серафим и семь русских приходов в Болгарии были приняты в юрисдикцию московской церковной власти. Управление этими приходами поручалось архиепископу Серафиму с непосредственным подчинением Патриарху Московскому и всея Руси.
В последние годы жизни архиепископ Серафим активно участвовал в борьбе против обновленческих тенденций в Болгарской Православной Церкви. Ещё одной задачей архипастыря было создание в Болгарии монастыря. Мечта архи­епископа Серафима осуществилась за несколько месяцев до смерти.
Деятельность архипастыря (открытие монастыря, выступления против модернистов), а также его убеждения вызвали крайнее недовольство в Совете по делам Русской Православной Церкви. В январе 1950 года в ведомстве Карпова был поднят вопрос об удалении архиепископа Серафима с его поста. Но архипастырь к тому времени уже не поднимался с постели.
Незадолго до смерти архиепископ Серафим советовал писать ему письма, как живому. «Когда вам станет тяжело, – говорил архиепископ, – вы мне напишите письмо <...> и оставьте его у моей могилы. Если я получу милость у Господа, утешу вас и помогу вам».
26 февраля 1950 года, в праздник Торжества Православия, в 15 часов архиепископ Серафим (Соболев) окончил свой земной путь в квартире на улице Велико Тырново. На следующий день тело усопшего архипастыря было перенесено в храм Святителя Николая. До поздней ночи жители Софии шли проститься с усопшим иерархом. 1 марта архиепископ Серафим был погребён в крипте Никольского храма.
Почитание архипастыря началось почти сразу после его кончины и число его почитателей с каждым годом росло. В настоящее время зафиксировано более ста случаев посмертной молитвенной помощи архиепископа Серафима. Большинство случаев связано с исцелениями, обращением к вере, дарованием ребёнка и т.д. Обильный источник благодатной помощи, подаваемой Богом по молитвам Своего угодника, не иссякает до сих пор.

Преподобный Симеон Псково-Печерский
(†1960, память 18 января, 1 апреля)

Преподобный Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье от родителей Иоанна и Наталии. Вскоре он был крещён в погосте Вехново и во святом крещении назван Василием.
Родители его были глубоко верующими, богобоязненными и благочестивыми и воспитывали Василия в повиновении и послушании родительской воле.
В своей духовной биографии, написанной преподобным Симеоном уже в зрелые годы, он вспоминает, как в родительский дом не раз приезжал Корнилий, монах Крыпецкого монастыря (ныне причисленный к лику местночтимых святых Псковских). Иногда тот оставался ночевать в их доме, и всегда ложась спать с отроком Василием, часто говорил ему: «Будешь ты монахом, будешь старец великий». Иногда брал отрока с собою по сбору для монастыря и при этом говорил: «Вася, вот здесь не дадут, а вот здесь – подадут нам». Так всегда и бывало.
В десять лет Василий, помогая родителям, пас своих лошадей. В этот же год он услышал от людей рассказы о жизни старца Серафима, Саровского чудотворца, и, желая подражать великому подвижнику, нашёл в поле большой камень и стал на нём молиться. В 12 лет вместе с родителями ходил в Псково-Печерский монастырь, чтобы поклониться древним святыням и помолиться перед чудотворными иконами обители. В обители отроку Василию так понравилось, что он задумал остаться здесь навсегда, и эта мысль не оставляла его, пока не исполнилось его желание.
В 20 лет Василий стал просить отца, чтобы тот отпустил его в монастырь, но отец и слушать об этом не хотел и заявил юноше: «Женить тебя надо, а не в монахи». Но юноша стоял на своём, твёрдо заявив отцу, что не будет жениться никогда. Так продолжалось несколько лет, пока отец не убедился в серьёзности намерения сына стать монахом. Тогда он разрешил Василию выстроить в усадьбе домик, где будущий подвижник жил и молился в уединении до 25-летнего возраста.
Но через пять лет Бог чудесным образом изводит Василия из родительского дома. В то время в их селе жил некий старец Симеон, которого деревенские жители почитали за блаженного. Этот старец любил приходить в дом к родителям Василия, а иногда оставался ночевать. Василий как-то спросил у блаженного совета и благословения идти в монастырь, но ответа не получил. Но однажды блаженный явился в их дом и заявил отцу, что «пришёл сюда умирать». И тогда Василий при всех стал просить блаженного: «Батюшка, благословите меня в монастырь». А тот неожиданно взял верёвку, свернул её жгутом и давай бить просителя и гнать из дома во двор, со двора на улицу, – и гнал вдоль улицы за деревню, а потом вернулся в дом, лёг на лавку – и умер. Все, видевшие это, поняли, что блаженный выгонял Василия из дома в монастырь. Но даже и после этого случая отец не хотел отпускать сына, но потом смирился и с миром отпустил Василия в Печерскую обитель.
В 1896 году Василий поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. Архимандрит Мефодий (Холмский, † 1906), бывший тогда наместником монастыря, взял его к себе келейником в настоятельские покои. Кроме этого, Василий ходил и на общие послушания с братией, особенно на постройку гостиницы для богомольцев. Часто приходилось работать с 5 часов утра и до позднего вечера. В редкие свободные часы, когда молодые послушники и иноки собирались отдыхать на свежем воздухе на Святой горке, в саду, он всегда отговаривался от такого праздного общения и под видом послушания, данного от наместника, шёл в столярку и, будучи опытным столяром-краснодеревщиком, вытачивал там разные полезные вещи.
В 1900 году послушник Василий был пострижен в монахи с именем Вассиан, а в 1901 году рукоположен во иеродиакона и получил отдельную келью для жительства.
В 1903 году отец Вассиан был посвящён в сан иеромонаха и вскоре назначен в Снетогорский монастырь во Псков экономом для восстановления монастырского хозяйства, а через 4 года вернулся в Печоры. Вскоре его вновь направляют из обители для укрепления монастырского хозяйства на сей раз в имение Мустищево в 25 километрах от монастыря в сторону Латвии.
– Было очень много трудностей,– вспоминал потом старец,– из лаптей не вылезал. Надо было восстанавливать почти вновь всё хозяйство, в первую очередь выстроить храм во имя Иоанна Крес­тителя Господня, церковный дом, хозяйственные постройки, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество, чтобы оно давало пользу монастырю. На это ушло много лет, и, когда дело пошло на лад, он возвратился в родную обитель в возрасте 46 лет.
Началась революция, и настоятель обители епископ Иоанн (Булин, † 1941) хотел поставить опытного подвижника отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по смирению своему, видя, что это послушание ему не под силу, стал отказываться и просил постричь его в схиму, так как чувствовал «внутренне внушение принять схиму». Так, 3 февраля 1927 года он был пострижен с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. Настоятель обители привёл его в убогую, сырую, тёмную келью, по сути дела пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: «Вот тебе келья, здесь и умрёшь». Так и вышло потом.
Таким образом, начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся 33 года. Теперь главным содержанием жизни будущего старца стала молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там у жертвенника Господня усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днём принимал братию и многочисленных паломников в своей келье. Не оставлял старец и телесные труды – большей частью в столярной мастерской. Немало искушений претерпел старец в своей келье от бесов. В первую же ночь, как он поселился в ней, явились ему зримым образом злые духи и наполнили келью. Страшные, каких ему раньше не приходилось и видеть. Испугался поначалу старец и не знал, что делать. А они начали на него кричать, дёргать и гнать: «Зачем ты пришёл? Уходи отсюда, всё равно мы не дадим тебе здесь жить»,– и многое другое. «Думал я,– рассказывал старец,– что не переживу этой страсти, от которой даже не мог перекреститься, а только говорил: "Господи, прими дух мой"».
Такие страхи продолжались много раз, но потом не были уже так страшны, как впервые, и он научился с помощью Божией отражать их силою креста и молитвы.
За великую любовь старца Симеона к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нём редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца.
По своему смирению старец Симеон всячески старался скрыть дар своей необыкновенной прозорливости. Шестьдесят четыре года монашеского подвига соделали иеросхимонаха Симеона сосудом благодати Божией, которой лучились его глаза и весь облик старца.
Последние дни перед своим преставлением старец очень ослабел, но людей продолжал принимать. На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, ответил: «На Матерь Божию». И наставлял всех любить друг друга, прощать все обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведёт к смертному греху, и надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил.
Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своём преставлении ко Господу.
По откровению от Господа он ждал смерти 15/2 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов, † 1975), навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его. «Хорошо,– ответил ему смиренный старец, – ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему». Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения.
Ко дню его погребения в монастырь с разных мест прибыло много духовных его чад. Отпевали почившего наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и сорок священнослужителей. А после отпевания гроб с честными мощами старца был поставлен в Богом данных пещерах монастыря на месте, указанном им ещё при жизни. Сейчас его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.
Своим молитвенным предстательством пред Господом старец Симеон подаёт и ныне свою чудесную помощь притекающим к нему с верою, и многие, как и при жизни старца, обретают душевный покой и исцеление недугов.

(Окончание в следующем номере)

Прочитано 412 раз
Банникова Елена

Елена Владимировна Банникова - выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Ныне секретарь комиссии по канонизации святых Оренбургской епархии.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Февраль 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости