Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Воскресенье, 12 Февраль 2017 19:46

Прославление святых на Архиерейском Соборе (продолжение)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)
Собор святых мучеников Китайских Собор святых мучеников Китайских

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший 2-3 февраля 2016 года, прославил в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) и благословил общецерковное почитание 33 местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Преподобный Симон Сойгинский (†1562, память 7 декабря)

Преподобный Симон происходил из города Сольвычегодска. С юного возраста благодать Божия почивала на нём. Он уклонялся от мирской суеты. В молодых годах он оставил дом своих родителей и прибыл в монастырь к преподобному Корнилию Комельскому. Узрев преподобного, святой Симон пал на колени пред ним и со слезами просил блаженного постричь его в иноки. От прозорливых очей преподобного Корнилия не утаилось, что пред ним стоит будущий подвижник Божий. Уступая его просьбам, он принял Симона и дал ему в руководители одного опытного старца. Подражая святому Корнилию, святой Симон подвизался в посте и молитвах. Он безропотно исполнял все послушания, какие на него налагались, и отличался своим необычайным смирением. Так, в течение многих лет он неисходно подвизался в Корнилиевом монастыре. В 1537 году по преставлении своего великого наставника святой Симон вместе со старцем Логгином, отличавшимся своей благочестивой жизнью, направился к своей родине Сольвычегодску. Оба подвижника искали уединения. В верстах 15 от города при устье реки Коряжемы они остановились. Здесь преподобный Логгин решился поселиться среди глухого леса. Святый Симон решился помочь Логгину, уже изнурённому иноческими подвигами и бывшему в преклонном возрасте. Оба они построили здесь келию и часовню. Некоторое время преподобный Симон подвизался в сей местности вместе с Логгином. Но затем, вознамерившись искать себе более уединённого места, он расстался с святым Логгином и направился вверх по Вычегде.
В 60 верстах от Коряжемы, на возвышенном берегу Вычегды, при устье реки Сойги, среди дикого леса святой срубил себе келию, а потом построил и храм во имя честного и славного Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Сей храм был освящён 17 мая 1541 года. В сей дикой и глухой местности и стал подвизаться преподобный Симон. Воздержание и молитвенные бдения его были поистине изумительны.
К нему стали собираться люди, желавшие подвизаться в пустыне под руководством святого мужа, отличавшегося своим благочестием. И блаженный всех наставлял и поучал. Как истинный пастырь, он своим примером указывал всем путь, ведущий к спасению и вечному блаженству. Так целых двадцать лет подвизался святой в своей пустыни. Незадолго до своей кончины преподобный был обрадован известием, что его духовный друг и наставник святой Логгин прославлен чудесами. После такой подвижнической жизни он с миром предал Господу свою честную душу 24 ноября 1562 года, оплакиваемый своими осиротелыми учениками. Святые мощи его почивают под спудом в основанной преподобным, ныне упразднённой, обители в храме во имя святой Великомученицы Екатерины (Вологодской епархии).

Святая праведная княгиня София Слуцкая (†1612, память 1 апреля)

Княгиня София родилась в славном белорусском городе Слуцке 1 мая 1585 года. В том же году скончалась её мать, а через год и отец, хотя ему не было и тридцати лет.
Опеку над сиротой приняли на себя дальние родственники. Но опекали они её во многом из корыстных целей: огромные долги перед великим и могущественным родом Радзивиллов тяжёлым ярмом висели над ними. В конце концов опекуны решили расплатиться богатством Софии (на тот момент юная София стала в Речи Посполитой самой богатой невестой) и выдать её замуж за князя Януша из рода Радзивиллов.
Будучи католиком, Януш Радзивилл обратился к Римскому папе с прошением о разрешении заключить брак с княжной Софией Слуцкой, остающейся в православии и поставившей непреложное условие, чтобы дети от этого брака были православными. И разрешение такое было получено.
Несладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных родственников, не стала она слаще и в замужестве. Однако она не унывала: с самого раннего детства во всех своих печалях она обращалась к Богу.
Но вот ко всем житейским невзгодам прибавилось ещё одно горе: церковная уния с Римом, которая сопровождалась насилиями над православными верующими. Это горе затмило собою все личные скорби молодой княгини. И она стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия.
Благодаря великим усилиям Софии город Слуцк остался единственным городом Северо-Западного края, который мужественно выдержал жестокий гнёт униатов, и Слуцкое княжество стало оплотом православия.
Влияние праведной княгини было столь велико, что и после смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. Более того, впоследствии все Радзивиллы, вступая на княжение в Слуцке, обещали хранить православие в этом крае и выполняли данное обещание, хотя оставались сами в иноверии.
Помимо юридической защиты православия княгиня София заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, подавая щедрые жертвы и выделяя средства на строительство новых храмов. Собственноручно она изготавливала дорогие, вышитые золотом и серебром священнические облачения.
Отошла ко Господу блаженная София 1 апреля (19 марта по старому стилю) 1612 года в возрасте 26 лет во время первых своих родов. Новорождённая малютка её также скончалась.
Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. На гробнице происходило множество чудес, а её мощи оказались нетленными. Ныне они открыто почивают в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.

Преподобный Леонид Устьнедумский (†1654, память 30 июля)

Родился в 1551 году в Новгородской облас­ти, в Благовещенском приходе Пошехонского уезда в семье крестьянина Филиппа и жены его Екатерины. В 1603 году, когда Леонид был уже в почтенном возрасте, ему во сне явилась Божия Матерь, повелевшая идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять оттуда Её икону, именуемую Одигитрия, и перенести Её на реку Лузу к Туриной горе. Взяв явленный образ Владычицы, он направился в то место, которое Она указала ему. По пути он встретился с одним местным крестьянином Никитой Назаровым, который помог старцу построить келью и посылал ему пищу. Исполняя повеление Богородицы, прп. Леонид стал строить храм для иконы и отправился в Ростов к митрополиту получить благословение. Святитель благословил закладку храма и возвёл старца-строителя в сан иеромонаха. В 1608 году храм во имя Введения Божией Матери был построен и явленный образ перенесён в него. Место, где стоял храм, было низкое и сырое, тогда старец стал копать каналы, соединяя озёра друг с другом. Во время работы его укусила змея, помолившись Богу и Пресвятой Богородице, старец продолжил свой труд, не обращая внимания на рану. Тогда и назвал он эту реку Недума. Со временем образовалась Устьнедумская пустынь. Река Луза в половодье часто топила монастырь, поэтому старец решил перенести его на более высокое место.
23 мая 1652 года на новом месте был освящён храм, а икона перенесена и поставлена в нём. Большую часть времени прп. Леонид проводил в безмолвии и молитве. 17 июля 1654 года блаженный старец отошёл ко Господу. Мощи преподобного почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской церкви с. Усть-Недума (Озёрская) Лузского района Кировской обл.

Преподобный Корнилий Переяславский (†1693, 4 августа)

Преподобный Корнилий Переяславский (в миру Конон) родился в городе Переяславле Рязанском (современная Рязань) в купеческой семье благочестивых родителей Гордия и Феодоры. Сохраняя душу и тело в целомудрии, он удалялся от детских игр и забав, усердно слушал Священное Писание. Так с ранней юности святой Конон соделался достойным сосудом Божественной благодати. Когда ему было не более пятнадцати лет, он тайно оставил родительский дом и в поисках места для духовных подвигов достиг пределов Переяславля Залесского Владимирской епархии. Он поселился в 25-ти верстах от города в Лукиановой пустыни и начал постнические труды под руководством трудолюбивого инока Павла. Через пять лет, наставляемый Духом Божиим, святой Конон пришёл в Перея­славль-Залесский монастырь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба, что на Песках. Строитель обители иеромонах Сергий долго не принимал святого Конона из-за его молодости. Но видя неотступность святого, игумен принял его в обитель. За скромность и молчаливость братия считала Конона как бы глухим и немым.
В обители святой Конон с усердием и беспрекословно исполнял все послушания. Он носил дрова и воду в трапезную, молол пшеницу, колол дрова, очищал отходные ямы. Святой усердно посещал храм Божий и упражнялся в подвигах смирения и самоукорения. Он никогда не садился за трапезу вместе с братией, но питался только тем, что оставалось после всех, да и то лишь трижды в неделю.
Через пять лет за усердное и безропотное послушание и строгое постничество святой был пострижен в монашество с именем Корнилий. С того времени он стал ещё усерднее подвизаться в монашеском делании, совершенно отсекая свою волю. В церковь святой подвижник приходил первым, а выходил из неё последним. Он перестал спать на постели, за что молча, со смирением претерпевал насмешки и укоризны некоторых братий. Через три года преподобный Корнилий стал просить игумена устроить для него особую келию для уединённых подвигов. Игумен, видя в нём «искусна инока и в добродетелех совершенна», исполнил желание святого и благословил его жить в затворе.
Затворившись в келии, преподобный Корнилий день и ночь проводил в молитве. Однажды братия нашла его едва живым: келия преподобного была заперта изнутри. Три месяца преподобный Корнилий пролежал больным; он мог принимать только воду и сок. Выздоровев, преподобный, будучи убеждён игуменом, остался жить с братией. Святой Корнилий был пономарём в храме, служил в трапезе, трудился в пекарне и поварне, копал землю, садил овощи и плодовые деревья. Преподобный Корнилий своими руками выкопал для братии колодец, в котором была очень вкусная и чистая вода.
Господь благословил труды преподобного: «немолчным сердцем воспевая Богу», святой Корнилий выращивал лучшие во всей округе яблоки и раздавал их всем приходившим.
Тридцать лет совершал преподобный подвиг молчания, так что его считали глухонемым. Тело подвижника было совершенно измождено: от постоянных трудов при зимнем морозе и летнем зное, сочетавшихся со строгим постом и молитвой, оно было словно сухое дерево, покрытое кожей. И Господь прославил Своего угодника даром прозорливости. Великий постник, святой Корнилий, будучи молчальником, знаками и жестами многим предсказывал будущее. Предчувствуя свою кончину, преподобный Корнилий исповедался, причастился Святых Христовых Тайн и был пострижен в великую схиму. Затем он соборовался и через несколько часов отошёл ко Господу. Это произошло 22 июля 1693 года. Тело святого было погребено в часовне рядом с могилой первоначальника обители схимонаха Адриана.
В 1701-1702 гг. при закладке фундамента для новой каменной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери были обретены нетленные мощи преподобного. Тогда же честные мощи святого Корнилия были поставлены на месте бывшей ризницы. В 1702 году у гробницы святого получила исцеление слепая девица. С тех пор чудодейственная благодать исцелений не прекращается. Особенно помогает преподобный Корнилий исцелению больных младенцев.

Преподобная Досифея (Тяпкина), Киевская затворница (†1776, память 8 октября)

Родилась в 1721 году в семье богатых и знатных рязанских дворян Тяпкиных.
Род свой вели они от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего потом любимым окольничим Димитрия Донского. Неразрывные духовные связи соединяли дворян Тяпкиных с родом святого князя. Бабушка Дарьи ушла под старость из мира в женский Свято-Вознесенский монастырь, находившийся в Московском Кремле, и стала мантийной монахиней Порфирией.
Когда Даше было два года, родители привезли её в Москву погостить у бабушки. Монахиня Порфирия сразу полюбила кроткую светлую девочку, почувствовала в ней избранницу Божью и наотрез отказалась расставаться с внучкой. Пятилетняя Дарья строго держала посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучилась грамоте и вечерами читала бабушке Евангелие.
Дарье было девять, когда её вернули в родительский дом. Всё там было чужим и ненужным. Жизнь в миру оказалась мелкой и суетной. Чужд был богатый родительский дом, полный гостей, болтовня сестёр, глупые мечты о завидных женихах, украшениях и нарядах. Не нужно было Дарье и светское образование, которое непременно хотели дать ей родители-дворяне. Для этого предполагалось выписать для юной затворницы из столицы бойкую учительницу-француженку... Последней каплей стали разговоры о знатном женихе. И Дарья сделала свой выбор.
В мае 1736 года она тайно покидает родителей и пешком идёт в Москву, в Свято-Вознесенский монастырь, к любимой бабушке. Но увидеть старицу Порфирию довелось только издалека. По канонам церкви нельзя было девице поступить в монастырь без родительского благословения. Беглянок сразу выдавали родителям. И Дарья покинула монастырь. Но домой не вернулась. Она коротко остригла волосы, надела купленный на базаре мужской наряд, превратилась в худенького крестьянского мальчика и в толпе паломников направилась в Троице-Сергиевую лавру.
По примеру древних греческих подвижниц, святых Ефросинии и Александры, долгие годы скрывавшихся под мужскими именами в мужских монастырях, она назвалась беглым крестья­нином Досифеем. (По-гречески, Досифей означает «Богом данный».) Никто не знает, каких неимоверных трудов стоило шестнадцатилетней беглянке скрывать свою тайну. Постоянно находиться среди братии, работать на самых тяжёлых послушаниях. Прожить так целых три года можно было только с помощью Божьей.
Однажды в Лавру в поисках пропавшей дочери приехала мать Дарьи. Долго молилась она у мощей святых угодников Божьих, умоляя приоткрыть завесу исчезновения беглянки. Но встретиться с Дарьей ей не удалось. В ту же ночь Дарья тайно покинула Лавру. Начался беспримерный подвижнический путь «послушника Досифея» на родину иночества в Киево-Печерскую лавру. Через два месяца она уже стояла перед настоятелем Киево-Печерской лавры архимандритом Илларионом (Негрембецким) и рассказывала, что «с раннего детства мечтал стать монахом». История повторилась. Беспас­портного беглеца отказались принять в число братии.
В поисках убежища Дарья приходит в окружённую лесами Китаевскую пустынь, где издавна селились православные подвижники. Она поднялась на самый верх горы и руками вырыла себе в земле пещеру. В ней Дарья прожила 17 лет. Питалась только хлебом, который изредка приносили ей иноки из Китаевской пустыни, мхом и корнями.
Слава о «прозорливом и мудром отшельнике» разлеталась по городам и весям Российской империи. Тысячи людей приходили к «Досифею» за помощью. Вельможи и нищие, старики и подростки прибегали к этой великой утешительнице. Но никто из паломников не видел её лица.
Всё это время дворяне Тяпкины не переставали искать свою дочь по разным обителям России. Однажды к прозорливой старице приехала на гору Китай её родная сестра Агафья, чтобы узнать о судьбе пропавшей Дарьи. Через узкое окошечко подвижница благословила свою сестру и успокоила: «Дарья стала монахиней, служит Господу. У неё свой путь, и искать её больше не надо».
Она никогда не покидала пещеры и никого не впускала к себе. С приходящими к ней за советом и благословением беседовала только через маленькое окошечко. Исключение было сделано только для государыни императрицы Елизаветы Петровны, посетившей киевские святыни в 1744 году вместе с наследником престола Петром Фёдоровичем и его невестой Екатериной, будущей императрицей. Чтобы императрица смогла пешком подняться наверх Китай-горы в пещеру «Досифея», монахи срочно вбили в узкую тропинку множество деревянных ступенек. Долгое время беседовала преподобная с царицей. На всю жизнь запомнила она свою покаянную исповедь у «таинственного затворника» и советы о будущем трона, о выборе престолонаследника и его роли в истории России... В благодарность Елизавета Петровна повелела немедленно совершить обряд пострижения и сама присутствовала на нём. При постриге подвижнице было дано то же самое имя – Досифей...
За день до своей кончины преподобная вышла из затвора и попрощалась с братией, припадая на колени и со слезами прося прощения. Простившись со всей обителью, она затворилась в своей келии, чтобы провести последние часы в молитве. Скончалась Досифея 25 сентября 1776 года на 56-м году жизни. Напрасно наутро стучал послушник в её дверь. Никто не откликнулся. Когда же монахи вошли в келию, глазам их представилась поразительная картина: тихо теплилась лампада, перед иконой стояла на коленях Досифея и как будто молилась – правая рука почившей старицы была поднята вверх в крестном знамении. В левой руке была зажата записка, адресованная братии: «Тело моё приготовлено к отшествию в вечную жизнь. Молю вас, не открывая, предать его погребению». Завещание старца исполнили в точности. Никто не посмел обнажить многотрудное тело и обмыть его. С благоговением погребли его иноки в монастырской ограде на северной стороне Свято-Троицкой церкви.
Спустя несколько лет Агафья Тяпкина снова приехала в Китаевскую пустынь и очень расстроилась, не застав «старца» в живых. Попросив взглянуть на портрет, она узнала в нём свою сестру Дарью и потеряла сознание. Так стало известно, что «великий затворник» Китаевской пустыни был не мужчиной, а девицей – преподобной Досифеей.
По сей день на могилу святой затворницы стекаются тысячи паломников, и преподобная Досифея помогает каждому, кто обратится к ней за помощью.

Преподобный Феофил Киевский, Христа ради юродивый (†1853, память 10 ноября)

Фома Горенковский родился в семье священника в г. Махнове Киевской губернии. К семи годам остался круглым сиротой, но, опекаемый Церковью, был зачислен в начальные классы Киево-Могилянской академии. В 1810 году из академии его направили на должность диакона в г. Чигирин, однако из-за недостаточных голосовых данных перевели оттуда пономарём в Обухов. Через два года Фома Горенковский вернулся в Киев и стал послушником Братского монастыря. 11 декабря 1821 года принял постриг, получив монашеское имя Феодорит. Со временем он стал экономом Братского монастыря. Но душою желал пустынножительства и просил отпустить его в село Лесники под Киевом, где, по преданию, ещё преподобный Феодосий Печерский проводил время постов. Однако в подобном затворничест­ве ему было отказано, и тогда он решился на особо трудное подвижничество: подвиг юродства Христа ради. 9 декабря 1834 года принял схиму и был наречён Феофилом.
По воспоминаниям современников, академическое руководство не принимало грязного, оборванного монаха Феофила, но паломники ежедневно шли к нему и глубоко почитали старца, прославившегося своими пророчествами. Последние годы жизни, с 1849 года, иеросхимонах Феофил провёл в Китаевской пустыни. К известнейшим пророчествам прп. Феофила относятся предсказания основания Преображенской пустыни Киево-Печерской лавры и Свято-Троицкого Ионовского монастыря.
После смерти старца совершилось немало исцелений. Мощи прп. Феофила почивают в южном приделе Свято-Троицкого храма.

Святитель Филарет, митрополит Киевский (†1857, память 3 января)

Святитель Филарет (в миру Феодор) родился 17 апреля 1779 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии в семье Георгия Амфитеатрова и был четвёртым ребёнком из восьми детей. Всего было пять сыновей и три дочери. Интересно, что из восьмерых детей он один по средам и пятницам не принимал материнского молока. Образование получил в Орловском духовном училище: он был принят сразу во второй класс, а затем учился в Орловской семинарии, которую окончил в 1797 году.
7 ноября 1798 года, будучи преподавателем пиитики в Орловской семинарии, принял постриг с именем Филарета, в честь святого Филарета Милостивого. 13 января 1799 года возведён в сан иеромонаха. Двадцать лет трудился иеромонах Филарет на поприще преподавания будущим священнослужителям. С 1802 года – ректор Орловско-Севской семинарии, с 1804 года – ректор Уфимской семинарии, с 1810-го по 1813 годы – Тобольской семинарии. До ректорства в Тобольске архимандрит Филарет был жестоко и несправедливо гоним своими епархиальными епископами. Путём суровых испытаний вёл Господь Своего избранника; путём скорбей созрел духовно будущий светильник Русской Церкви.
Заслугой его как ректора Тобольской семинарии была попечительность о материальном благоустройстве семинарии; он сумел при казённом сметном ассигновании в 8000 рублей удовлетворять все нужды семинарии и успел накопить достаточный запасный капитал. При его ректорстве число учеников дошло до семисот одиннадцати человек. Кроме этих занятий он должен был нести служения и в качестве настоятеля в Знаменском монастыре; трудился в Консистории и исполнял обязанности благочинного монастырей Тобольской епархии. Как настоятель Тобольского Знаменского монастыря, архимандрит Филарет памятен ещё тем, что первым благословил совершать ежедневные ранние литургии, за которыми молился «неопустительно».
До 1820 года свт. Филарет исполнял должности инспектора и ректора Петербургской академии, а затем инспектора и ректора Московской духовной академии. О нём позже будут вспоминать: «Отец ректор наш, архимандрит Филарет, истинно исполнен был духа благочестия и любви христианской. Управление его в академии было истинно отеческое; мы были у него дети родные». 1 июня 1820 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. С 1825 года – епископ Рязанский. Где бы ни был епископ Филарет, всюду проявлялась его архипастырская ревность. Будучи Калужским епископом, он открывает в Боровске духовное училище; в Рязани его управление протекало «мирно и кротко». С 1828 года он – архиепископ Казанский. В Казани проявился его миссионерский талант. За девять неполных лет управления казанской паствой архиепископ Филарет обратил в христианство около пяти тысяч инородцев. При его правлении начались переводы Катехизиса, богослужебного Апостола, Евангелия и необходимейших молитвословий: Символа веры и «Отче наш...» на языки чувашей, черемис, вотяков и татар. О нём говорили старожилы Казани: «Ведь он, владыко-то Филарет, был, как баяли все, уж известно святой... а уж какой добрый и ласковый был, то и сказать нельзя». С 1836 года управлял он Ярославской епархией, а 18 апреля 1837 года назначен в Киев с возведением в сан митрополита.
В Киеве святитель уделял особое внимание лавре, где особенно сблизился с лаврским старцем иеросхимонахом Парфением; их духовный союз составлял для обоих утешение в их подвижническом житии. Известность Киевской духовной академии, управляемой в то время митрополитом Филаретом, не ограничилась пределами нашего отечества, многие оставляли и парижский, и германский университеты, чтобы получить образование здесь, многие присоединились к православию. Автор воспоминаний, говоря о своих студенческих годах, писал: «Мы знали его как доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать подвижников».
Строгий аскет, святитель Филарет стоял на уровне современной ему науки. Он обладал даром духовного ведения. Пребывая видимо с людьми, он постоянно внутренне пребывал с Богом, совершал молитву в уме и сердце, вёл постнический образ жизни.
Святитель Филарет обладал и даром исцеления. Когда в одном доме подвели к нему больную девочку, владыка, не зная, с обычной лаской спросил её: «А как тебя зовут, доброе дитя?». К изумлению всех девочка вдруг твёрдым и ясным голосом ответила: «Маша», и с той минуты стала говорить, хотя от рождения была безгласной.
Стремясь к совершенству, 13 августа 1841 года святитель принимает постриг в великую схиму с именем Феодосия. 20 декабря 1857 года святитель Филарет блаженно закончил свою жизнь; лицо его запечатлелось совершенным спокойствием праведника.

Святой праведный Павел Таганрогский (†1879, память 10 марта)

При крещении было дано ему имя Павел в честь святого Павла исповедника. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился к спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам.
По достижении возраста двадцати пяти лет он получил от своего отца полагавшуюся ему часть наследства – земельные угодья и порядка трёхсот душ крепостных крестьян. По тем временам это было достаточно завидное состояние, позволявшее проживать в столице России или даже за рубежом, ведя безбедный образ жизни. Однако то, как поступил Павел Павлович со своим наследством, удивило многих, кто был знаком с семьёй Стожковых: всех доставшихся ему крепостных крестьян он отпустил на волю.
Освободившись от мирской суеты и от опеки отца, Павел отправился по святым обителям. Пространствовав около десяти лет, он поселился в Таганроге, где стал вести простой образ жизни и принимать к себе в качестве послушников стариков и юношей, вдов и девиц. Держал их очень строго, приучая к посту, молитве, ежедневно ходил в церковь и выстаивал там все церковные службы.
Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи. Получив от Гос­пода дар исцеления и прозорливости, направил его на вспоможение людям. Слух о подвижнике Павле прошёл далеко за пределы Таганрога, во всех окрестностях очень многие знали его, часто посещали и приносили ему пожертвования, ибо все были уверены, что деньги, данные ему, не пропадут даром и что старец распорядится ими с пользою для их душевного спасения.
В Таганроге Павел жил на разных квартирах. Последний период своей жизни он провёл в квартире у Ефима Смирнова: там жил до самой старости, там и скончался. В настоящее время это место называется в Таганроге подворьем старца Павла, или кельей. Кончина старца Павла последовала в марте 1879 года. С этого момента не прекращается народное почитание угодника.

Преподобный Корнилий Крыпецкий (†1903, память 10 января)

Преподобный Корнилий, в миру Лука, родился недалеко от Пскова в 1841 году. Он был самым младшим ребёнком в семье, с рождения полуслепым. Слепота физическая сторицей окупалась духовным зрением. С малых лет отметили родители, что Лука обладает даром прозорливости. Видел он события, происходящие в соседней деревне, равно как и то, что произойдёт в ближайшее время. Он старался предупредить людей о грозящих им бедствиях. Он очень любил посещать храм, и евангельские заповеди принял, как основу своей жизни.
В молодости он пришёл в Крыпецкий монастырь и стал иноком Корнилием. В качестве послушания собирал пожертвования на монастырь и был настолько честен, что из собранных средств не тратил ни копейки даже на хлеб – ждал, когда предложат поесть. Был он как не от мира сего, поведением своим походил на простодушного, девственного душой и телом ребёнка. Многие из братии недолюбливали его, и сборы на храм у него были больше, и люди к нему шли, почитали его. Чтобы скрывать свои добродетели, он взял на себя тяжкую ношу – стал юродствовать. Странствовал он по разным местам для сбора пожертвований, наблюдал людскую жизнь, предсказывал им, учил почитать монахов, уже тогда предвидя тяжёлые времена для церковных людей.
Будучи определённым на послушание гостиничного, он всегда находился среди людей, и для всех находилось у него приветливое слово, слово утешения и сочувствия. Многое предвидел юродивый, предсказывал трудные времена для России, предвидел свою смерть.
В 1997 году, при перезахоронении останков святого, все присутствующие чувствовали не­обыкновенное благоухание. С обретением мощей увеличился поток паломников из разных стран, монастырь вновь обрёл своё величие и красоту спустя годы забытья. Всё это предсказывал преподобный Корнилий.

Святой страстотерпец Евгений, врач (†1918, память 17 июля)

Евгений Сергеевич Боткин родился 27 мая 1865 года в Царском Селе Санкт-Петербургской губернии в семье известного русского врача-терапевта, профессора Медико-хирургической академии Сергея Петровича Боткина. Он происходил из купеческой династии Боткиных, представители которой отличались глубокой православной верой и благотворительностью, помогали Православной Церкви не только своими средствами, но и своими трудами. Благодаря разумно организованной системе воспитания в семье и мудрой опеке родителей в сердце Евгения уже с детских лет были заложены многие добродетели, в том числе великодушие, скромность и неприятие насилия. Его брат Пётр Сергеевич вспоминал: «Он был бесконечно добрым. Можно было бы сказать, что пришёл он в мир ради людей и для того, чтобы пожертвовать собой».
Евгений получил основательное домашнее образование, которое позволило ему в 1878 году поступить сразу в пятый класс Санкт-Петербургской классической гимназии. В 1882 году Евгений окончил гимназию и стал студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Однако уже на следующий год, сдав экзамены за первый курс университета, он поступил на младшее отделение открывшегося приготовительного курса императорской Военно-медицинской академии. Его выбор медицинской профессии с самого начала носил осознанный и целенаправленный характер. Пётр Боткин писал о Евгении: «Профессией своей он избрал медицину. Это соответствовало его призванию: помогать, поддерживать в тяжёлую минуту, облегчать боль, исцелять без конца». В 1889 году Евгений успешно окончил академию, получив звание лекаря с отличием, и с января 1890 года начал свою трудовую деятельность в Мариинской больнице для бедных.
В 25 лет Евгений Сергеевич вступил в брак с дочерью потомственного дворянина Ольгой Владимировной Мануйловой. В семье Боткиных выросло четверо детей: Дмитрий (1894–1914), Георгий (1895–1941), Татьяна (1898–1986), Глеб (1900–1969).
В 1891 г. он уехал за границу с научными целями, учился у ведущих европейских учёных, знакомился с устройством берлинских больниц. В мае 1892 г. Евгений Сергеевич стал врачом Придворной Капеллы, а с января 1894 г. вернулся в Мариинскую больницу. Вместе с тем он продолжил научную деятельность: занимался иммунологией, изучал сущность процесса лейкоцитоза и защитные свойства форменных элементов крови. В 1893 году он блестяще защитил диссертацию. Официальным оппонентом на защите был физиолог и первый нобелевский лауреат Иван Павлов.
С началом Русско-японской войны (1904) Евгений Боткин убыл в действующую армию добровольцем и стал заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста в Маньчжурской армии. По воспоминаниям очевидцев, несмотря на административную должность, он много времени проводил на передовой. За отличие в работе был награждён многими орденами, в том числе и боевыми офицерскими.
Осенью 1905 г. Евгений Сергеевич возвратился в Петербург и приступил к преподавательской работе в академии. В 1907 г. он был назначен главным врачом общины святого Георгия в столице. А затем вскоре по желанию императрицы стал лейб-медиком царской семьи.
После февральского переворота 1917 года императорская семья была заключена в Александ­ровском дворце Царского Села. Всем слугам и помощникам предложили по желанию покинуть узников. Но доктор Боткин остался с пациентами. Не пожелал он покинуть их и тогда, когда царскую семью было решено отправить в Тобольск. В Тобольске он открыл бесплатную медицинскую практику для местных жителей. В апреле 1918 года вместе с царской четой и их дочерью Марией доктора Боткина перевезли из Тобольска в Екатеринбург. В тот момент была ещё возможность покинуть царскую семью, но медик их не оставил. Доктор Боткин был убит вместе со всей императорской семьёй в Екатеринбурге в Ипатьев­ском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Священномученик Митрофан пресвитер и иже с ним 221 мученик,
в Пекине пострадавшие (†1900, память 24 июня)

Летом 1900 г. в Китае произошло восстание ихэтуаней (боксёрское восстание), направленное против иностранцев и христианства. С 10 июня началось кровопролитие. 11 июня было разграб­лено и сожжено здание Российской Духовной Миссии в Китае. Ночью с 11 на 12 июня сотни боксёров в сопровождении деревенской толпы и нищих, держа в руках фонари и факелы, с криками: «Ша!» (Убивай христиан!), стали нападать на христианские жилища, хватать христиан и истязать их, заставляя отречься от Христа. Многие в ужасе перед мучениями и смертью отрекались от Православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Страшна была их участь: им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах.
Православный катехизатор Павел Ван умер мученически с молитвой на устах. Учительница школы Миссии Ия Вэнь была мучима дважды. В первый раз боксёры изрубили её и полуживую забросали землёй. Когда она очнулась, её стоны услышал сторож (язычник) и перенёс её в свою будку. Но спустя некоторое время боксёры вновь схватили её и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэнь радостно исповедовала Христа перед своими мучителями.
Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в дом священника Митрофана. Иерей Митрофан Цзи был первым священником-китайцем, рукоположенным в Японии свт. Николаем, просветителем Японии. Видя, что некоторые христиане малодушествуют, священномученик Митрофан укреплял их, говоря, что наступило время бедствия и трудно избежать его. 10 июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксёры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до 70 христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел во дворе перед домом; боксёры искололи ему грудь, и он упал перед финиковым деревом. Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в 1903 г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарём.
Жена о. Митрофана Татьяна, три его сына и близкие родственники семьи тоже были мучимы и убиты. Матушка Татьяна была диаконисой при церкви Духовной Миссии в Пекине, готовила китайских женщин к крещению. Её несколько раз мучили, влачили по дворам и обезглавили. Младшему сыну о. Митрофана 8-летнему Иоанну ихэтуани разрубили плечи и отрезали нос, уши и пальцы на ногах. Но отрок не чувствовал боли и спокойно и твёрдо шёл на казнь, исповедуя Христа.
Розыски и истребления христиан продолжались и все последующие дни восстания. По ист­реблении жилищ христиан их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксёров, где производили им допрос и сжигали на кострах. По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным самоотвержением.
За время боксёрского восстания ихэтуани замучили 222 православных китайца, которые и стали первыми китайскими святыми мучениками. Их мощи были погребены в усыпальнице храма Всех Святых Мучеников. В 1956 г. мощи были перезахоронены на кладбище Миссии. В настоящее время на этом месте устроен искусственный водоём, окружённый парком.

(Продолжение в следующем номере)

Прочитано 104 раз
Банникова Елена

Елена Владимировна Банникова - выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Ныне секретарь комиссии по канонизации святых Оренбургской епархии.

Другие материалы в этой категории: « Оренбургская епархия в годы Гражданской войны

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Июнь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости