Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Воскресенье, 12 Февраль 2017 19:28

Русский батыр: героизм воина-оренбуржца Фомы Данилова

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)
Геройская смерть Фомы Данилова Геройская смерть Фомы Данилова

«В какой вере родился, в такой и умру!» – дерзновенно отвечал унтер-офицер Фома Данилов своим мучителям, угрожавшим ему смертью за отказ принять мусульманство и перейти служить в войско Кокандского хана. Так простой солдат стал образцом русского воина и мучеником за веру Христову.

Фома Данилович Лотарёв1 родился в 1846 г. в благочестивой крестьянской семье Даниила и Татьяны Лотарёвых в селе Кирсановка Пономарёвской волости Бугурусланского уезда Самарской губернии (современное село Кирсаново Пономарёвского района Оренбургской области). Он был вторым ребёнком в большой семье, в которой было ещё пятеро детей: старший его брат Андрей и сёстры Мария, Евдокия, Феврония, Анна.
Село Кирсановка основали переселенцы из Тамбовской губернии. Основным занятием их было хлебопашество. В селе действовала церковь в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, которая была центром духовной жизни кирсановцев. Сельчане отличались благочестием и трудолюбием; в силу постоянной борьбы с природными явлениями, например, засухой, крестьяне привыкли довольствоваться малым, не стремясь к наживе. Кирсановцы были людьми добрыми и отзывчивыми, помогали друг другу в разных ситуациях2, что конечно же отразилось и на характере Фомы.
В 18 лет Фома женился на крестьянке Евфросинии Филипповне Тугих, вскоре у них родилась дочь Варвара, но через год младенец умер. Жизнь Фомы протекала в крестьянских трудах и заботах; но вот в 1869 г. по общему набору его призвали на военную службу.
Практически с первых дней своего служения Отчизне Фома показал свои лучшие качества. Между своими товарищами он пользовался доверием и уважением, сослуживцы спокойно оставляли ему на сохранение свои сбережения3. Старанием и незаурядными способностями Фома заслужил внимание начальства. В 1873 году он был произведён в унтер-офицеры и, «как честный и расторопный солдат, был назначен батальонным каптенармусом»4. В обязанности каптенармуса входила забота о хозяйственных нуждах солдат батальона: обеспечение боеприпасами, вещевое довольствие, питание – все это имело немаловажное значение в успехе военной кампании.

***

Годы службы Фомы пришлись на период военных действий Российской империи в Туркестане. Завоевание Туркестана и, в частности, Кокандского ханства, стало одной из важнейших геополитических акций России того времени. Этот шаг был необходим, в том числе, и для того, чтобы избавить русское и казачье население Южной Сибири от разбойничьих набегов степняков на почтовые станции и караваны, освободить русских пленных, которых продавали на базарах Средней Азии, прекратить бесконечные внутренние междоусобицы, не допустить английской экспансии в регионе.
В самом Кокандском ханстве в 1870-е годы было неспокойно: его сотрясали бесконечные восстания и бунты. Тяжёлое экономическое положение усилило борьбу за власть. Царствующая династия ханства проявляла определённую лояльность к России, но остановить разбойные набеги сородичей не могла. Ситуация резко ухудшилась в 1873 году. Поводом для бунтов стали казни, проведённые главой Кокандского ханства Худояр-ханом. Восстание против династии возглавил родовитый кипчак Абдурахман-автобачи. Волнение быстро охватило всё государство, большая часть ханского войска перешла на сторону мятежника. Худояр-хан под защитой русских казаков, преследуемый ружейным и даже артиллерийским огнём, бежал в наши пределы (впоследствии он был поселён на жительство в Оренбурге). В такой обстановке Россия приняла решение ввести на территорию ханства свои войска.
Абдурахман-автобачи тем временем провозгласил ханом Пулат-бека и объявил газават – войну с неверными. 6 августа 1875 г. неприятельские шайки вторглись на приграничную российскую землю. В это же время в ближайших к границе кишлаках появились подстрекатели, которые подбивали жителей к возмущению. Кокандцы захватывали и уводили в плен русских, прервав сообщение, громили почтовые станции.
Отряд под командованием генерал-майора Скобелева стал с боем усмирять возникший бунт. Постепенно во всех селениях Кокандского ханства войска Пулат-бека были уничтожены, Автобачи сдался, Пулат-бек бежал. В январе 1876 г. посланцы городов Кокандского ханства выразили желание перейти в подданство русского царя. 15 февраля 1876 г. Кокандское ханство было присоединено к Российской империи под именем Ферганской области. 26 ноября 1876 года специально для участников военной операции в Кокандском ханстве император Александр II учредил государственную награду – медаль «За покорение Ханства Кокандского».

***

Глубокой осенью 1875 года из Ташкента через Ходжент в Наманган шёл обоз под военной охраной с провиантом и разным довольствием для отряда, стоявшего в Намангане, недавно занятом русскими войсками. Заведовал обозом унтер-офицер 2-го Туркестанского стрелкового батальона Фома Данилов.
Ранним утром 21 ноября на ухабистой, испорченной от непогоды дороге между кишлаками Гурум Сарай и Пап (в 45 верстах от Намангана) Фома отстал от отряда для перегрузки имущества со сломанной арбы. Как только солдаты и обоз исчезли за ближайшим холмом, на Фому неожиданно напала шайка кипчаков и захватила его в плен. Связав и прикрепив Фому к лошади, джигиты из банды Муллы-Кушая помчались во весь опор в Маргилан, к хану Пулат-беку.
23 ноября 1875 г. под гул толпы Фому привезли на центральную площадь перед ханским дворцом (урду) г. Маргилана (совр. Ферганская обл., Узбекистан). С криками проклятий окружили маргиланцы Фому, охраняемого воинами Пулат-бека. Тем временем глава шайки, пленившей Фому, доложил Пулат-беку о своей добыче, за что был щедро награждён.
Вскоре на площади воцарилась мёртвая тишина, и к Фоме вышел главнокомандующий войсками Пулат-бека – Абдул-Мумын. С помощью
переводчика – другого русского пленного, знавшего киргизский язык, ханский вельможа обратился к Фоме:
– Ты, русский солдат, должен быть казнён, как злодей. Но Пулат-хан дарует тебе жизнь, если ты присягнёшь ему на верность и примешь магометанскую веру.
– Нет! – твёрдо ответил Данилов.
Видя непреклонность Фомы, Абдул-Мумын поспешил во дворец к Пулат-беку сообщить об этом. Толпа киргизов меж тем не унималась: ругань и угрозы сыпались на доблестного воина.
Переговорив с ханом, Абдул-Мумын вновь подошёл к Фоме с уговорами:
– Если покоришься, хан богато наградит тебя и назначит на высокую должность при себе.
– В какой вере родился, в такой и умру! Я своему царю дал клятву не изменять и буду ему верен! – дерзновенно произнёс мученик.
Угрожая расстрелом, сановник сделал ещё попытку сломить волю русского солдата, на что Фома гневно отрезал:
– Напрасно вы надрываетесь, ничего от меня не добьётесь. А хотите убить, так убивайте!
Абдул-Мумын вернулся к хану с докладом. Вскоре он вышел из дворца в сопровождении солдат с ружьями на плечах. Медленно двигаясь, в надежде, что Фома всё-таки в последний момент испугается своей участи и передумает, Абдул-Мумын, взглянув на русского воина, всё понял. Унтер-офицер Фома Данилов стоял уставшим, измученным, но с горящим взором и решительностью: умереть, но не предавать веры и Отечества. Абдул-Мумын отдал приказ своим сипаям. Они окружили Фому и стали грубо стаскивать с него одежду. Оставив в исподнем, взялись было за сапоги, но воин не дал этого сделать: «Убьёте, тогда снимете».
Площадь ревела в ожидании развязки. Народ толкался, чтобы лучше видеть, как станет биться и просить пощады пленный солдат. Фому подвели к арбе и приставили к огромному колесу, накинув на руки чуть выше локтей петли. Напротив него в ожидании команды выстроились кокандцы с ружьями. В последние минуты земной жизни Фома, возведя свои душевные и телесные очи горе, был с Господом в молитве. Насколько позволяли связанные руки, воин перекрестился. Прозвучал приказ, и грянули выстрелы. Толпа вздрогнула и замерла. В гробовой тишине унтер-офицер Фома Данилов опустился вниз... Проведя в предсмертных муках около часа, мученик не проронил ни слова. Тихо расходясь с площади, кокандцы шёпотом с восхищением переговаривались: «Русский солдат умер как батыр!»5. Тело мученика сипаи обобрали и закопали тут же, на площади, в мусорной яме...
В начале 1876 г., когда русские войска под командованием начальника Ферганского отряда генерал-майора Скобелева вступили в Маргилан, тело воина-мученика Фомы вместе с телами других русских воинов, погибших при покорении Кокандского ханства6, были погребены по-христиански в солдатской братской могиле близ кишлака Турпак-Курган Файзабадской волости Маргиланского уезда Ферганской области. Захоронение было обнесено глинобитной стеной и над ней поставлен памятник7.
Тогда же Скобелев провёл подробное и тщательное дознание о гибели мученика8. На основании собранных им сведений и показаний многих свидетелей стало известно об обстоятельствах подвига Фомы Данилова. Командующий войсками, действующими на территории бывшего Кокандского ханства, генерал-лейтенант Колпаковский выступил с донесением перед начальником Туркестанского военного округа о «доблестном поведении и геройской смерти унтер-офицера Данилова» и объявил приказ: «О подвиге унтер-офицера Данилова, сохранившего до последней минуты жизни, несмотря на прельщения врагов и самую смерть, твёрдость в вере и непоколебимую верность Царю и Отечеству, объявляя по действующим войскам, я предписываю приказ этот прочесть во всех ротах, сотнях и батареях, дабы геройская смерть унтер-офицера Данилова служила примером всем чинам вверенных мне войск от младшего до старшего включительно»9.
Всесторонняя поддержка была оказана вдове Евфросинии Филипповне и её дочери Иулитте10. От военного ведомства Евфросинии была назначена пожизненная пенсия из государственного казначейства – 120 руб. в год11. Самарский губернатор выступил организатором денежного сбора для осиротевшей семьи Данилова. Из собранных 1320 руб. половина была выдана вдове, другая половина внесена в банк на имя Иулитты. Кроме того, Иулитта была определена в учебное заведение за счёт земства12.
Весть о подвиге Фомы Данилова быстро разнеслась по всей России. Различные газеты напечатали статьи, вышло отдельное специальное издание «Геройская смерть Данилова и Кокандский бунт в 1875 г.». Во всех слоях общества с волнением обсуждалась тема подвига Фомы Данилова. Фёдор Михайлович Достоевский со свойственной ему горячностью не раз обращался в своих трудах к героизму воина-мученика Фомы: "<...> В народе эта великая смерть не забудется: этот герой принял муки за Христа и есть великий русский <...> Он – эмблема всей нашей народной России, подлинный её образ <...> Поступок Фомы для народа не может казаться необыкновенным уже по одной великой вере народа в себя и в душу свою. Он отзовётся на этот подвиг лишь великим чувством и великим умилением <...> Фома Данилов с виду, может, был одним из самых обыкновенных и неприметных экземпляров народа русского, неприметных, как сам русский народ <...> В том-то и дело, что тут именно – как бы портрет, как бы всецелое изображение народа русского <...> Именно народ наш любит точно так же правду для правды, а не для красы. И пусть он груб и безобразен, и грешен, и неприметен, но приди его срок и начнись дело всеобщей всенародной правды, и вас изумит та степень свободы духа, которую проявит он перед гнётом материализма, страстей, денежной и имущественной похоти и даже перед страхом самой жесточайшей мученической смерти. И всё это он сделает и проявит просто, твёрдо, не требуя ни наград, ни похвал, собою не красуясь: «Во что верую, то и исповедую» <...>"13.

***

В 2015 г. Комиссией по канонизации святых Ташкентской епархии под председательством игумена Нектария (Блинова) были проведены выездные исследования по поиску братской могилы русских солдат близ кишлака Турпак-Курган, где был похоронен унтер-офицер Фома Данилов. В результате было обнаружено следующее: со слов старожилов, европейское кладбище близ кишлака Турпак-Курган, в связи с заброшенным состоянием, было закрыто. После того как большая часть надгробий и крестов была разрушена, кладбище было разобрано и распахано под посевные поля. Кишлак Турпак-Курган был упразднён и преобразован в новый микрорайон Янги-Маргилан Ферганской области Узбекистана14.

1Данилов – это фактически отчество, указывающее, что Фома – сын Данилы. Фамилия Лотарёв бытовала уже во время жизни Фомы как неофициальная. В метрической книге за 1866 г. он официально указан как Фома Данилович Лотарёв (отец умершей годовалой Варвары) /ГАОО. Ф. 389. Оп. 1. Д. 23. Л. 135 об./.
2Алтухов Н.Г. История Пономарёвского р-на. – Оренбург, 2008. С. 49-50.
3Когда Фома был захвачен в плен, при нём было 60 рублей солдатских денег, данных ему на сохранение.
4Самарские губернские ведомости. 1876. № 33.
5Богатырь, герой.
6Пулат-хан и его помощник Абдул-Мумын за совершённые ими зверства и убийства русских пленных были пойманы и повешены.
7Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 400. Оп. 2. Д. 7099. Л. 4-5.
8Центральный государственный архив Республики Узбекистан. Ф. И-722. Оп. 1. Д. 55. Л. 102-103об.
9Там же. Д. 51. Л. 123.
10Незаконнорождённой. Архив музея Боевой и трудовой славы Пономарёвского р-на Оренбургской обл. Метрическая книга прихода с. Кирсановка Бугурусланского у. Самарской губ. 1873 г. Запись № 73 о родившейся 31 июля Иулитте. Мать: с. Кирсановка, солдатка Евфросиния Филипповна.
11РГВИА. Ф. 1393. Оп. 1. Д. 109. Л. 2.
12Самарские епархиальные ведомости. 1877. № 1. С. 20-21.
13Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 т. Т. 14. Дневник писателя. 1877. Январь – СПб., 1995.
14Центр микрорайона – посёлок городского типа Янги-Маргилан. Микрорайон Янги-Маргилан подчинён администрации г. Маргилана. В посёлке расположена ж/д станция Маргилан.

Прочитано 132 раз
Банникова Елена

Елена Владимировна Банникова - выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Ныне секретарь комиссии по канонизации святых Оренбургской епархии.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Август 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости