Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Воскресенье, 04 Август 2013 16:31

Сакмарский разлом

Автор  Владимир Баклыков, Александр Ересько
Оцените материал
(0 голосов)

Священником Михаил Алексеевич Горбунов был не совсем обычным. В том смысле, что происхождение у него было самое что ни на есть рабочее – потомственный кузнец. И сан священника он принял по просьбе верующего, но того же трудового народа. Однако это не спасло ни его, ни и его семью от «карающего меча революции» – органов НКВД. Хотя только ли чекисты в этом виноваты?

СЕМЬЯ ВРАГА НАРОДА

Михаил Горбунов всегда тянулся к вере, чему, несомненно, способствовали его родители. В церкви он был, что называется с младых ногтей. В юношестве он стал петь на клиросе. Потом некоторое время был псаломщиком.
Гонения на Церковь, которые начались практически сразу после победы большевиков в гражданской войне, до поры до времени обходили старинное казачье село Сакмара. Возможно, потому что священник там был преклонного возраста и большевики просто ждали его смерти. Это случилось в 1927 году. После кончины священника верующие никак не могли найти нового. Поскольку многие священнослужители были уже арестованы. Тогда прихожане Казанской церкви решили просить принять священный сан Михаила Горбунова и обратились с соответствующим прошением к правящему архиерею, которым на тот момент был епископ Бузулукский, викарий Самарской епархии Сергий (Никольский). Здесь нужно пояснить, что на тот момент Оренбургской области не было, а был Средне-Волжский край с центром в Самаре.
Родные, в том числе мать Михаила и жена Матрена Гавриловна, уговаривали его не принимать сан, поскольку видели, какие гонения на священников. Однако Михаил не видел себя вне Церкви и не мог отказать односельчанам. Прослужил он недолго – всего год. В 1929 году церковь закрыли. Перед войной из нее вначале сделали зерносклад, а позже – кинотеатр «Родина». Новая власть, видя авторитет отца Михаила у населения, предложила ему работу в культмассовом секторе. Он решительно отказался и вернулся назад в кузню.
А потом кто-то из односельчан позарился на дом семьи Горбуновых, который они только приобрели, и стал строчить доносы. В них говорилось, что священник Горбунов проводит антисоветскую пропаганду. Отца Михаила предупреждали об этом, советовали: «Уезжай!» Но он отказывался, говорил: «Куда я от семьи уеду? Да и не виноват я ни в чем!»
Но доносы продолжались, и в 1930-м году отца Михаила арестовали и дали, ни много ни мало, восемь лет. Семью врага народа сразу же хотели отправить следом. Но сосед Горбуновых Малиновский, который работал в исполкоме, уговорил власти дать им на год отсрочку. Ведь у Матрены Гавриловны на руках было трое детей, младшей из которых, Марии, исполнилось всего два месяца.
Однако через год их все же отправили в ссылку – в соседнюю Башкирию.
Вроде бы, гуманное решение. На первый взгляд. А вот как, по воспоминаниям дочери священника Михаила Горбунова Марии Михайловны Тиховой, это происходило на деле:
«Привезли в Башкирию. Конец сентября, проливные дожди – а нас посреди поля выгрузили и оставили. Мама сделала шалаш из стеблей подсолнухов, в нем мы и стали жить. Мама!.. Никогда она никого ничем не упрекнула и не поругала – Царство ей Небесное! Только и скажет: «Это от Бога все, дочка, это от Бога!» Нас у мамы было трое: Саша, Володя и я, совсем еще маленькая – год и два месяца.
Как бы мы перезимовали в шалаше? Верная смерть! Зимы в Башкирии суровые, уральские. Да, слава Богу, нашлась добрая душа! Женщина – Матреной звали, как и маму, – увидела, как мы мучаемся в шалаше. Один раз пришла, посмотрела, дру¬гой – и взяла нас к себе. Жила она в селе Отрадное, непода¬леку от Мелеуза. У нее самой-то была теснота: она вдвоем с горбатеньким сыном ютилась в крохотной, примерно 2 на 3 метра, комнатушке. И мы все три года у нее прожили. Маму она звала казачкой. Потому что казачкой она и была – из станицы Нижнеозерной.
Через три года, когда срок нашей ссылки закончился, поехали обратно в Сакмару. А здесь – никого, ничего, и нам прий¬ти опасно - враги народа. У Болдыревых была летняя кухонька, теля¬та там жили, – мама стала проситься: «Пустите нас хоть туда пожить!» – «А как же вы будете зимовать, ведь холодно!» – «Да как-нибудь, лишь бы под крышей!» Перезимовали. Потом у них телята появились, и нам места не осталось. Перешли к Плотниковым, у них пожили. Да бабушка к нам переехала, мамина мать – у нее тоже сыновей позабирали. Казаки! А к казакам тогда власть плохо относилась...
На работу маму никто не брал, а детей кормить надо. Вот она ночью тайком шила да потом продавала. Как-то зашла к нам жена директора лесхоза. Посмотрела на нашу нужду и в ужас пришла. Рассказала мужу. А он сказал: «Пусть Матрена вместо себя найдет кого-то надежного, чтобы только в ведомости расписывались, а она сможет работать». Назаровы жили неподалеку – их мать согласилась числиться, а мама работала и деньги получала».

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ ОТЦА МИХАИЛА

Священник Михаил Горбунов отбыл срок не полностью. Через шесть лет за примерную дисциплину и ударный труд его отпустили. Пришлось потрудиться на строительстве Беломорканала, потом на Камчатке. В последнем месте заключения вместе с отцом Михаилом отбывали срок еще два священника. Удивительно, но тюремные власти не запрещали им молиться. Вначале по вечерам служили втроем, а потом и другие стали присоединяться.
Когда вернулся, семья жила в телячьей землянке. Вернувшись в Сакмару, Горбунов устроился кузнецом на элеватор. Шесть месяцев отработал – сделал небольшую жилую землянку. И все время утешал жену: «Руки-ноги у меня есть – ничего, Бог даст, выкарабкаемся, проживем!»
Но выкарабкаться не получилось. Опять на отца Михаила написали донос. «Факты» в бумаге приводились серьезные: вредительство и контрреволюционный заговор. Вместе с другими такими же «заговорщиками» его обвинили в умышленном повреждении железнодорожных рельс.
На дворе был 37-й год. Поэтому делу тут же дали ход. Приехали чекисты, как и положено, ночью, посадили «вредителя» Горбунова в грузовик. Жена и мать, поняв в чем дело, рухнули без чувств. А отец Михаил, уцепившись за борт, кричал сыну: «Не забывайте Бога! Сынок, скажи маме и бабушке: не забывайте Бога! Господь поможет, не оставит вас!»
Самого же отца Михаила увезли в Оренбург. Там его жестоко пытали. Практически ежедневно избивали на допросах до бессознательного состояния. Хотели, чтобы он сознался во вредительстве. Об этом гораздо позже рассказал его односельчанин Иван Головченко, который волей судьбы оказался в одной камере с отцом Михаилом (по версии следствия, он был поджигателем). Тот уговаривал священника признаться: «Лексеич, пожалуйста, уж как хочешь, во всем сознавайся, все подписывай – отсидишь, да хоть живой оста¬нешься!» А он отказался: «Нет, я не могу перед Богом клеве¬тать ни на себя, ни на других. Что будет, тому и быть, на все воля Божия!» Вскоре после этого разговора за Горбуновым зашли надзиратели, сказали, чтобы он ничего с собой не брал, а все лишнее – снял. Сокамерники поняли, что это значит. 10 октября 1937 года священника Михаила Горбунова расстреляли в Зауральной роще. Иван Головченко получил восемь лет тюрьмы.
Реабилитация состоялась в 1963-м. Когда посмотрели материалы дела, выяснилось, что доносчиком был директор Сакмарского элеватора. Несмотря на то, что тот прекрасно знал, что Горбунов работает у него кузнецом, написал, что он нигде не работает. Так в официальных документах до сих пор и значится...

ВЕСТОЧКА ИЗ ПРОШЛОГО

Вскоре после реабилитации к Горбуновым приехал фотограф – татарин Ганей. Он привез вдове и детям старую фотографию, на которой отец Михаил в полном облачении отпевал прихожанку. Матрена Гавриловна тогда сильно удивилась. «Как же ты сохранил фотографию, Ганей? – спросила она. – Ведь за этот снимок тебя самого могли расстрелять!» На это фотограф ответил: «Мне отец наказывал: эту карточку береги как зеницу ока - ты ее когда-нибудь семье отдашь!»
Такое отношение к отцу Михаилу простых сельчан вовсе не случайно. За его благочестивую жизнь священника уважали не только православные, но и мусульмане. Так, когда однажды был сильнейший пожар в Татарской Каргале, к отцу Михаилу приехал мулла, встал на колени и просил: «Ой, Мыхайла, моли русский Бог Мыкола тушить наша Каргала!» Тот успокоил: «Конечно, помолюсь. Там ведь и русские тоже есть. Помолюсь!» Потом этот мулла приезжал, благодарил. «Я, – говорит, – подъезжать стал – уже почти что утушили Каргалу!»
И такое отношение к служителю Богу даже представителями другой конфессии говорит о том, что он не просто служитель, не просто человек. Он был послан к нам для выполнения особой миссии. Но мы поступили с ним так, как некогда поступили с Самим Спасителем. Его просто распяли...

СУДЬБА КАЗАНСКОГО ХРАМА

Казанская церковь в Сакмаре разделила судьбу многих храмов России. Построена она была, как тогда часто бывало, всем миром. Первоначально церковь была деревянной. Но в 1760-м году тот храм сгорел. Новый, каменный, храм был освящен в июле 1828 года. В архивном фонде Оренбургской Духовной консистории о церкви Сакмарской станицы имеются записи, датируемые 1901 г.: «Казанская Богородицкая Единоверческая церковь построена тщанием и усердием жителей станицы на их собственные средства. Церковь зданием каменная, не исключая и пола, с каменной колокольнею и деревянною оградою на каменном фундаменте». Престолов в храме было три: во имя Казанской иконы Божией Матери, явление которой во граде Казани в 1579 г. праздну¬ется 21 июля, а празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. – 4 ноября; во имя святого великомученика Димитрия Солунского, память которого 8 ноября; во имя трех святителей: Васи¬лия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, память которых 12 февраля (Собор Вселенских учителей и святите¬лей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
Единоверческим храм был по той причине, что Сакмарский городок был основан в 1720 году (первое казачье поселение в нашем крае) яицкими и исетскими казаками, которые были старообрядцами. Их потомки живут в селе и поныне.
Еще перед арестом священника Михаила Горбунова храм подвергся репрессиям. Одновременно с закрытием церкви она подверглась разорению. Все из нее вынесли, большей ча¬стью сожгли: старинные иконы, книги, церковную утварь. А остальное вывезли за село, вырыли там котлован и все закопали. Потом решили взорвать храм, но что-то не получилось. Тогда воинствующие безбожники подогнали трактор стянуть крест – не удалось. Казаки все - а тем более храм - строили основательно.
Тогда пригнали из Оренбурга более мощный трактор. Путем рас¬шатывания снесли крест, затем разгромили колоколь¬ню, сняли шесть колоколов. Самый большой был сильно поврежден. В лесу, напротив Виселичной горы, вырыли траншею и все в нее сброси¬ли, закопали трактором. Жи¬телей не допустили, была усиленная охрана. Боясь на¬казания, люди украдкой ра¬зобрали по домам иконы, какие успели спасти.
Современную историю храма безоб¬лачной назвать также сложно. В 1992 году церковь была возвращена верующим. 11 апреля 1993 года, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия (Бондаря, †1999), ее освятил схиархимандрит Серафим (Томин, †2013), первое богослужение провел иерей Сергий Иванцов.
Однако 21 ноября 1998 года, на праздник Архистратига Михаила, в храме случился пожар. «Я венчал молодых, – вспоминает настоятель храма протоиерей Василий Иванчук, – вдруг слышу – «Пожар!» Огонь охватил стены и рванулся вверх, заполыхала крыша. Мы вызвали пожарных, а сами стали выносить иконы и церковную утварь, и только когда пожарные сказали: «Все, больше оставаться нельзя, уходи¬те», – мы покинули здание. Пожарные, безуспешно пытавши¬еся погасить огонь, вышли следом, а через пять минут крыша рухнула на то место, где только что были люди. Выгорело все, остались одни стены... Тогда митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь, †1999) сказал: «Это не церковь сгорела, а место, кото¬рое осквернили».
Именно под руководством отца Василия, который служит в Сакмаре с 16 апреля 1995 года, велись все восстановительные работы. После пожара была возве-дена временная деревянная колокольня, и службы велись в притворе (в том числе и служба, посвященная 180-летию храма). Тем временем шло восстановление храма. Наконец через десять лет, 9 ноября 2008 года, состоялось освящение и подъем главного купола церкви. Церемония была торжественной. Чин освящения купола совершил сам митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин. После этого началась внутренняя отделка храма.

Прочитано 1322 раз Последнее изменение Воскресенье, 05 Январь 2014 13:07

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Сентябрь 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости