Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Среда, 03 Январь 2018 06:33

Священномученик Константин Широкинский

Автор  Зимина Нина (ПСТГУ), Банникова Елена
Оцените материал
(0 голосов)

4 ОКТЯБРЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КОНСТАНТИНА ШИРОКИНСКОГО, БОЛЕЕ 20 ЛЕТ ПРОСЛУЖИВШЕГО В НАШЕМ КРАЕ

Среди прославленных в лике святых Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века значится имя священника Константина Широкинского. Согласно опубликованным материалам он служил в Пермской епархии, где принял мученическую кончину. В то же время анализ новых источников, выявленных в архивах нескольких регионов России, показал, что жизнь отца Константина была тесно связана с несколькими епархиями Русской Православной Церкви, в том числе с приходами современной Оренбургской митрополии.

Священномученик Константин Григорьевич Широкинский родился 6 июля 1871 г. в семье священника Покровской церкви села Беляевка Самарской губернии (современный Старополтавский р-н Волгоградской обл.) Отец Григорий и его супруга, матушка Пелагея, создали большую и дружную семью, в которой помимо Константина, старшего из сыновей, подрастало ещё шестеро детей. Более 15 лет жизни отдал отец священномученика служению в приходе села Беляевка, где был не только пастырем, но и первым учителем крестьянских детей в местной школе. «За обучение детей прихожан грамотности и честную жизнь» он был награждён священноначалием.
Дети духовенства в то время обучались, как правило, в епархиальных духовных учебных заведениях, и Константина отдали в Саратовское Духовное училище, по окончании которого в 1885 г. он поступил в Самарскую Духовную семинарию, определив тем самым свой последующий жизненный путь. Через непродолжительное время Константин потерял отца, безвременно скончавшегося в возрасте сорока с небольшим лет; большая семья жила на скромную пенсию в 18 рублей, которую получила матушка Пелагея.
В 1890 г. воспитанник выпускного курса Конс­тантин Широкинский был посвящён в стихарь. В 1891 г. он отлично окончил Духовную семинарию по I разряду со званием Студента (ученикам, оканчивавшим семинарию по I разряду, т.е. на отлично, присваивалось звание Студента Семинарии и выдавался аттестат; а оканчивающим по 2-му разряду, выдавали свидетельство об успехах). 1 августа того же года он получил назначение на должность надзирателя Бугурусланского духовного училища. Вскоре после женитьбы Константин принял духовный сан. Хиротонию Константина Широкинского в священника в 1892 г. совершил тоже священномученик, епископ Владимир (Богоявленский), в то время епископ Самарский и Ставропольский. Указом от 5 сентября иерей Константин был назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Ефремова-Зыкова Бугурусланского уезда, где прослужил почти девять лет и проявил себя как энергичный деятель на ниве духовного просвещения и школьного образования.
Отец Константин служил законоучителем в местной земской школе, затем заведующим и законоучителем церковноприходских школ в Ефремове-Зыкове и других близлежащих сёлах. Несколько лет исполнял обязанности помощника окружного наблюдателя церковных школ, заведовал народной читальней в селе Зыкове. Являлся катехизатором в своём благочинном округе, состоял в должности помощника благочинного этого округа. За «отлично ревностную службу Церкви Божией», «усердие в деле благоустрое­ния местных церковных школ» и «содействие религиозному умственному просвещению народа» отец Константин неоднократно отмечался священноначалием: был награждён набедренником, бархатной фиолетовой скуфьёй, Библией, выдаваемой от Святейшего Синода.
В Ефремове-Зыкове у отца Константина родилось пятеро детей.
В 1900 г. отец Константин был определён во вновь образующийся приход в селе Давлеканове Уфимской епархии, возникший в связи со строи­тельством Самаро-Златоустовской железной дороги и появлением одноимённой железнодорожной станции. Назначение состоялось в результате неоднократных ходатайств инициативной группы по сооружению храма перед священноначалием о приглашении из соседней епархии именно отца Константина. Давлеканово отстояло на 90 вёрст от Уфы и уездного города Белебея и находилось в местности, населённой в основном башкирами-мусульманами. В связи с этим открытие нового прихода для православного населения и гостей, приезжающих на кумысолечение, представляло определённые трудности. Новый храм был освящён в честь св. блаженного Исидора Твердислова, ростовского чудотворца, Христа ради юродивого.
Отец-настоятель развернул на приходе энергичную деятельность. К 1901 г. храм был расширен и стал вмещать 600 молящихся. Начались регулярные богослужения при участии диакона и созданного батюшкой хора певчих во главе с приглашённым регентом (что было редкостью для сельских храмов). Кроме того, отец Константин добился выделения дополнительного штатного места псаломщика, на которое принял второго диакона с хорошим голосом. Благолепные службы в Давлеканово начали привлекать большое количество молящихся из окрестных и даже отдалённых селений. Отец Константин стремился благоукрасить храм, приобретая чтимые иконы Божией Матери и святых.
Однако помимо заботы о храме отец Константин, как и преж­де, поистине подвижнически служил делу духовного просвещения и образования народа. Он стал заведующим и законоучителем двух одноклассных церковноприходских школ в Давлеканове. Одна из школ была открыта в январе 1901 г.
и приняла 55 учеников обоего пола. Усилиями давлекановского священника была создана вторая школа, что позволило с 1 сентября 1901 г. утроить число учащихся и ввести раздельное обучение для девочек и мальчиков. Для новой школы священник выхлопотал бесплатное помещение. На содержание школы ученики из состоятельных семей платили ежемесячно, а для бедных учеников священник устроил сбор средств по подписке. Заведуя народными читальнями, отец Константин устраивал регулярные религиозные чтения, усердно посещаемые многочисленными слушателями.
В начале 1902 г. отец Константин составил «Летопись Исидоровской церкви станции Давлеканово», в которой ярко описал первые месяцы становления нового прихода.
В 1902 г. отец Константин Широкинский был определён священником к Покровской церкви села Абдулина Бугурусланского уезда согласно собственному прошению. Батюшка также стал законоучителем в Абдулинской железнодорожной двухклассной министерской школе. В 1903 г. правящий архиерей назначил его благочинным округа. В 1904 г. за «отлично ревностную службу Церкви Божией» Святейший Синод, по ходатайству Самарского епархиального начальства, наградил священника камилавкой.
Прослуживши в Абдулино семь лет, в 1909 г. отец Константин был перемещён к церкви села Гавриила-Архангельского Бузулукского уезда (современное село Яшкино Красногвардейского р-на Оренбургской обл.) и назначен благочинным округа. В этот период он состоял членом Императорского Палестинского Общества и был известен как щедрый жертвователь на благотворительные нужды. В 1912 г. он был награждён наперсным крестом, выдаваемым от Святейшего Синода.
В период службы в Бузулукском уезде в семье отца Константина родилось ещё четверо младших детей. Известно, что его старший сын Михаил окончил Бугурусланское духовное училище, затем, вероятно, и духовную семинарию. По-видимому, духовное образование в училищах и семинариях успели получить все старшие дети о. Константина.
В 1915 г. иерей Константин Широкинский был перемещён, согласно прошению, в Пермскую епархию на вакансию священника 2-го штата к Слудской Свято-Троицкой церкви г. Пермь, в которой служил вплоть до ареста. Награда за ревностное церковное служение «нашла» священника и здесь: весной 1916 г.,
вследствие сделанного ранее представления самарского священноначалия, отец Константин Широкинский был удостоен ор­дена св. Анны III степени, который был передан ему по месту нового служения.
В 1917 г. Русская Церковь вступила в эпоху невиданных в её тысячелетней истории гонений, которые привели к неисчислимым страданиям и жертвам за исповедание Христа. В первом ряду новомучеников Церкви Русской оказались архипастыри и пастыри. Первым из архиереев мученическую кончину принял священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, убитый в Киеве в январе 1918 г. Через несколько месяцев чашу скорби пришлось испить и его ставленнику – отцу Константину Широкинскому.
После покушения на Ленина большевики объявили в стране «красный террор». В постановлении Совнаркома от 5 сентября 1918 г. была чётко сформулирована цель террора: «Совет Народных Комиссаров <...> находит, что при данной ситуа­ции обеспечение тыла путём террора является прямой необходимостью; <...> что необходимо освободить Советскую Республику от классовых врагов путём изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам». Представители буржуазии и иные «враги рабочего класса», к которым относили и духовенство, должны были «почувствовать тяжёлую руку рабочего класса».
В ночь с 9 на 10 сентября 1918 г. Пермская ГубЧК арестовала обоих священников Свято-Троицкой церкви на Слудке – отца Константина Широкинского и отца Евгения Будрина, как «монархистов и контрреволюционеров», и заключила их в исправительное арестантское отделение.
Уже 11 сентября в ГубЧК поступило первое, а 12-го, 13-го и 21-го сентября – повторные ходатайства от жены отца Константина Серафимы Ивановны и находившихся на его попечении четырёх младших несовершеннолетних детей (в возрасте от 8 до 16 лет) с просьбой «освободить от ареста кормильца и отца Константина Гри­горьевича Широкинского ра­ди голодных детей и больной матери», как не делающего «никаких к[онтр]/р[еволюционных] выступлений против Советской власти».
Сами арестованные священники 12 сентября написали прошение об объяснении причины ареста, в котором говорилось: «...мы просим вызвать нас на допрос по возможности в первую очередь и освободить нас на том основании, что 1) никаких контрреволюционных выступлений против Советской власти мы не делали, 2) за выбытием нас из прихода прекратились богослужения и требы и сам строй приходской жизни нарушает­ся, 3) подготовить к исполнению инструкции для проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства за отсутствием нас будет некому. Между тем нами по получении №186 (30 августа) Известий Московского Центрального Комитета были тотчас же приняты необходимые шаги к исполнению сказанной инструкции, а именно, было назначено, с разрешения комитета по борьбе с контрреволюцией, заседание приходского Совета с целью выработать необходимый порядок работы по производству описи церковного имущества для передачи Совдепу».
28 сентября в ГубЧК поступило заявление от духовенства города, датированное 24 сентября 1918 г., за подписью 33 священников, дьяконов, псаломщиков, с просьбой разрешить взять на поруки арестанта – священника Константина Широкинского. Однако прошения не имели успеха. Отец Константин не сопротивлялся административным предписаниям новой власти, не брал в руки оружие, не участвовал в братоубийственной гражданской войне. Но как священник, носитель образа Христова и благовестник Его слова являлся духовным противником богоборческой власти, её врагом – а потому и принял мученическую кончину.
4 октября 1918 г. Пермская губернская чрезвычайная комиссия, рассмотрев дело по обвинению священника К.Г. Широкинского «как монархиста и контрреволюционера», постановила: «Гражданина Широкинского объявить вне закона и расстрелять», приняв во внимание, «что факт принадлежности Широкинского к монархизму и как контрреволюционера установлен». В тот же день приговор был приведён в исполнение. Отец Константин был похоронен на Архиерейском кладбище города Перми (к сожалению, сейчас на месте кладбища находится городской зоопарк).
Юбилейным Архиерейским Церковным Собором (Москва, 13-16 августа 2000 г.) священник Константин Широкинский был прославлен в лике святых новомучеников Церкви Русской*.
Величайший святой XIX века преподобный Серафим Саровский пророчествовал: «Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе!». По учению Церкви, гибель святых страдальцев – это мученичество за веру, вослед Самому Христу, и мученичество не напрасное, но очищающее мир от греха и искупляющее народ пред Богом за отступление от Него. А потому прославленные новомученики Церкви Русской, и среди них священномученик Константин Широкинский, – это те столпы, те камни, на которых совершается возрождение и созидание Отечества.
В последние десятилетия много говорится о поиске для нашего народа новой национальной идеи. Однако национальная идея – это не мода, которая может быть новой или старой (как бы устаревшей). Национальная идея формируется в муках исторического рождения и духовного становления народа, она является плодом всего пройденного им пути. Следовательно, недопустимо по чьей-то воле отметать идеи, которыми веками одухотворялось само бытие России, и искусственно внедрять западные «эрзац-модели» морали и нравственности. Подобное насильственное внедрение – шаг не к обретению «новой национальной идеи», а к гибели нации, сначала духовной, а затем и физической. Между тем выразителями и носителями нашей национальной идеи являются, в первую очередь, православные святые, начиная со святых князей Бориса и Глеба, Александра Невского и Димитрия Донского и завершая новомучениками и исповедниками Церкви Русской. В их житиях – образ должного бытия человека в мире, остающийся неизменным в разные периоды истории нашего земного Отечества. Образ этот – жизнь по Божиим заповедям, в Божией воле, любовь к людям и миру, смирение и терпение, нестяжание и духовная чистота, незлобие и всепрощение, но также защита справедливости, мужество и стойкость в стоянии за веру и правду, «за други своя», за Отечество – до самой смерти. А потому именно наши духовные подвижники, наши святые должны стать основой духовного воспитания народа, как это и было на протяжении всей тысячелетней истории России.

*Члены Архиерейского Собора 2-5 февраля 2013 года, обсуждая вопрос о времени празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, пришли к выводу о целесообразности употребления именования «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», в связи с тем, что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Королёв В.А., сост. предисл. Душу не погублю. Исповедники и осведомители в документах и... о методах агентурной работы. М., 2001. С. 196; Кнышов Д.Н. Жизнеописание священника Константина Широкинского // http://gracies.ru/svshhmch-konstantin-ierejj-konstantin-grigorevich-shirokinskijj.html.
2. ЦГА Самарской области. Ф. 32. Оп. 15. Д. 269. Л. 3–11.
3. Самарские епархиальные ведомости. 1877. № 1. Оф. ч. С. 17.
4. Самарские епархиальные ведомости. 1885. № 21. Оф. ч. С. 458; 1886. № 13. Оф. ч. С. 274.
5. Самарские епархиальные ведомости. 1891. № 13. С. 402.
6. Самарские епархиальные ведомости. 1892. № 21. С. 949.
7. Уфимские епархиальные ведомости. 1901. № 7. С. 386.
8. Архив УФСБ России по Республике Башкортостан. Д. ВФ-17734.
9. Самарские епархиальные ведомости. 1902. № 5. Оф. ч. С. 27.
10. Самарские епархиальные ведомости. 1903. № 15. Оф. ч. С. 768.
11. Самарские епархиальные ведомости. 1909. № 11. Оф. ч. С. 299; 1914. № 12. С. 267; 1915. № 1. С. 5; Прилож. к № 3. С. 37.
12. Самарские епархиальные ведомости. 1915. № 6. Оф. ч. С. 88.
13. Самарские епархиальные ведомости. 1916. № 8-9. С. 107.
14. ГОПАПО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 10966. Цит. по: Нечаев М.Г. Красный террор и уральское духовенство в 1918 г. Сайт: http://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ/terror_protiv_cerkvi/krasnyj_terror_i_uralskoe_dukhovenstvo_v_1918_g/58-1-0-2259.

Прочитано 143 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Август 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

  • Саракташцы в Крыму
    Саракташцы в Крыму Большая группа паломников Саракташского благочиния с 23 по 25 июля совершила паломническую поездку к православным святыням, что находятся в Республике…
    Подробнее ...
  • Казачий круг с участием губернатора
    Казачий круг с участием губернатора 10 августа казаки Воздвиженского юртового казачьего общества под руководством атамана есаула Анатолия Гусева приняли участие в Совете атаманов и круге…
    Подробнее ...
  • Сто лет за плечами
    Сто лет за плечами Шестого августа насельница Дома Милосердия при Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия посёлка Саракташа Анна Владимировна Ишина принимала поздравления со столетним юбилеем.
    Подробнее ...
  • В школе имени 70-летия Победы
    В школе имени 70-летия Победы Третьего августа в Саракташском благочинии состоялось освящение ещё одного учебного заведения. Им стала старейшая в посёлке Саракташская средняя общеобразовательная школа…
    Подробнее ...
Читать все Новости