Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Понедельник, 06 Апрель 2015 11:45

Таллы - ключи от небесных врат

Автор  Жидкова Вера
Оцените материал
(0 голосов)
Общий вид Ключегорского Казанско-Богородицкого монастыря Общий вид Ключегорского Казанско-Богородицкого монастыря

Ключегорье – так ещё называют эти места. Родники били с гор, окружавших основанный здесь в прошлом веке один из самых известных и богатых женских монастырей России – Ключегорский Казанско-Богородицкий.

В его распоряжении находилось более одной тысячи десятин земли (это более тысячи гектаров по современным меркам), подаренных состоятельной помещицей – основательницей монастыря Анной Ивановной Путиловой, да 20 десятин лучшего леса. Согласно страховым оценкам за 1910 год, в монастыре имелось 69 зданий и сооружений, из них только пять церквей! Но дело даже не в богатстве церковной обители, которое приумножалось неустанными стараниями и трудами сестёр-монахинь. Здесь было сосредоточено богатство незримое, духовное, но явственно ощущаемое людьми. Словно евангельский маяк источал монастырь Силу, Истину и Слово, магнитом притягивая души паломников. С удивлением я прочитала в брошюре, изданной к 50-летнему юбилею монастыря, как много людей со всех деревень и сёл раньше приходило в монастырь, особенно на Николу вешнего, и так как все не вмещались в храм, то стояли на улице. Весенний нежный ветер обдувал лица мужчин, теребил концы белых платков у женщин, раздувал волосики непоседливых ребятишек. В храме шла служба, все жаждали услышать слово Божие, и тогда выбирали из толпы самого грамотного, он принимался читать акафист Николаю Чудотворцу. Люди зажигали свечи, крестились, хором подпевали «аллилуйя». Царило всеобщее радостное и возвышенное настроение.

КАК МОНАХИНИ ХОДИЛИ «В ЛЮДИ»

Я пробую на язык слово Таллы. Оно похоже на прозрачный, тающий во рту леденец. Село, особенно с близлежащего холма, всё в голубоватой осенней дымке. Дома и старые монастырские здания в оправе ещё пока зелёных, но уже тронутых желтизной высоких вязов и клёнов, неподалёку блестит синим оком пруд, а вот монастырский сад весь уже жёлтый... И сладкий воздух, огромное пространство неба, облака, похожие на выпавшие перья из крыльев каких-то невиданных птиц... Всё это откладывается в сердце и запоминается навсегда.
Местный краевед, а раньше директор Дома культуры Георгий Воронин, широко обводя вокруг рукой, рассказывает об истории Ключегорского монастыря. На горе злой ветер, он треплет волосы, пробирает до дрожи, уносит слова: «Ныне покойные отец и старший брат работали на строительстве монастыря Христа ради. Они были очень рады помочь духовному делу». Воронин вспоминает историю, как монахини искали средства на строительство. Да, у них была богатая благодетельница Анна Путилова, пожертвовавшая на обитель почти всё своё состояние, но этого было мало. Негде было размещать паломников, сёстры жили в тесноте. И вот с благословения настоятельницы две монахини отправились в путь по той самой дороге, на которой мы сейчас и стоим.
Дорога как дорога, по обочинам обросла жёсткими травами и ковылём. Я смотрю на неё и думаю: надо же, прошло больше ста лет, всё вокруг изменилось – люди, мир, а дорога как вечный путь обвивает холм, в её пыли отпечатываются людские стопы. И так было, и так будет. Люди, жившие до нас, о чём-то думали, идя по ней. Они, так же как и мы, смотрели в небо...
Надо думать, что огромной радости от предстоящих испытаний в пути монахини не испытывали, даже боялись, ведь обе были деревенские простые женщины и никогда не бывали в больших городах. Однако любовь к обители, а также смирение помогли им справиться с волнением. В Москве на вокзале им указали странноприимный дом. У хозяина этого дома, купца Ермакова, сильно болела жена. И вот он, узнав, с чем пожаловали сёстры, сказал: «Молитесь, если она поправится, то будет вам храм во имя святого чудотворного Николая». Монахини молились день и ночь двое суток подряд. На третий день болеющей стало гораздо лучше. Обрадованный хозяин выполнил своё обещание, монахини вернулись в родную обитель не с пустыми руками. Вскоре в Таллах появились строители, а через пять лет, в 1888 году, в монастыре был освящён новый тёплый каменный храм о трёх престолах. Флор Яковлевич Ермаков, присутствовавший при этом, пожертвовал на содержание монастыря пять тысяч рублей. Был разбит большой фруктовый сад, создан свой пчельник (куда же монастырю без своих восковых свечей?), а пруд радовал и кормил рыбой не только монахинь, но и многочисленных паломников и сельчан.

МОЖНО ЛИ СТЕРЕТЬ ПАМЯТЬ И СВЕТ?

Существовал монастырь более пятидесяти лет. Солидный срок для духовной обители, за это время здесь подвизалось более пятисот монахинь. Их гостеприимством, духовным утешением и радушием пользовались тысячи богомольцев. Но вот что-то надломилось, пошло глубокой трещиной, нет, не в монастыре, а в сердцах людей. Дети тех, кто ходил на богомолье в Ключегорье, вдруг решили порушить всё, стереть эту духовную точку с земли, будто она неожиданно стала им ненавистной, мешающей жить в новом мире без заповедей, но с лозунгами и свободой без края. Из оплота духовности и света монастырь, с их лёгкой руки, неожиданно превратился в «оплот религиозного мракобесия», где непонятно кто (монахини, что ли?) угнетали, получается, самих себя, непосильным трудом.
Всё это настолько печально и страшно, что и словами не передать. Верующие люди, вероятно, считали, что наступили последние времена пришествия антихриста. Все предсказания сбывались: церкви мешали с золой, тех, кто, не отрекаясь, публично исповедовал Христа, расстреливали, иконы рубили топором, сжигали, брат шёл на брата, а сын на отца, реки крови затопили не только Оренбуржье, но и всю Россию.
Власти никак не решались закрыть монастырь, а потому тёмной ночью два милиционера застрелили через оконное стекло кельи настоятельницу, решив, что, если обезглавить обитель, она самораспустится. Так оно и случилось, часть насельниц спряталась у родных и знакомых, часть увезли в неизвестном направлении сотрудники НКВД. Остальных монахинь потеснили с их законных мест, отобрали у них земли, часть зданий, расселили там появившихся в связи с гражданской войной беспризорников, за которыми сёстры ухаживали с материнской заботой.
Кстати, могила последней на­стоятельницы монастыря находится на талловском кладбище. Прах её был сюда перенесён после одного события. Расстрелянную мать настоятельницу сёстры с почестями похоронили в склепе рядом с Анной Путиловой, которая перед смертью своей была пострижена в монастыре под именем Агнии. По рассказам самих жителей Таллов беспризорники (уже новая партия, привезённая сюда со всей страны) решили покуражиться, а может быть, поискать церковные сокровища, золото. Они разорили склеп, вытащили труп настоятельницы из гроба... Жестокость взрослого мира бумерангом отразилась на детях, они впитали в себя ненависть и неосознанно мстили за своё несостоявшееся детство, за то, что остались без дома, семьи. Свет в сердце быстро вытесняется тьмой, если потушить разум и чувства. Это событие ужаснуло всех, даже местные власти. Настоятельницу срочно перезахоронили.
Георгий Дмитриевич вспоминает, что храмы разорять стали очень быстро. Грузили в телеги всю церковную и монастырскую утварь и увозили за село в овраг, где в яме и сжигали. Родной брат Воронина, который мальчиком помогал строить храм, запомнил прекрасное отношение к себе монахинь, впитал в душу светлое детское впечатление о святости и Боге, принёс тайком из храма две лампадки – одну зелёную, другую розовую, и две иконы: Троицы и Николая Чудотворца.
О последней хотелось сказать особо. Эта икона считалась в монастыре чудотворной. Её обнаружили 31 октября 1854 года мальчишки-пастушата. «Проезжая мимо болотистой местности ниже села Таллы, они заметили в камышах два красных флага», – написано в брошюре. Нет, не удивляйтесь, красные флаги тогда ещё не были символом революции, а просто служили для привлечения внимания. «С быстротою молнии это событие облетело небольшое селение. Вскоре сюда собрались все сельчане. Дали знать помещице и священнику. Последний, после утрени, прибыв на место, по настланным доскам подошёл к флагам и обрёл к древкам привешенную на шнурах икону Святителя и Чудотворца Николая». Позже на этом месте построили каменный храм в честь Николая Угодника. С подобающей честью святая икона была перенесена в храм Казанской Божией Матери, который выстроила Анна Ивановна Путилова в своём имении в 1848 году. Он, правда, был маленький, деревянный, но для «будущего этот храм послужил тем зерном, из которого выросло великое древо под именем Ключегорского Казанско-Богородицкого женского монастыря».
Мне довелось видеть только копию иконы, найденной около села Таллы. И всё равно можно было почувствовать невыразимое умиление от образа. Большелобый, с аккуратной бородой святитель Николай взирает с неё кротко, по-доброму, мудро и спокойно. Образ небольшой, поэтому его легко можно было пронести, спрятав от чужих глаз под полой. Вначале икона хранилась втайне дома у Ворониных, потом мать благословила ею брата, когда он уехал жить на Украину, где и умер. Следы чудотворной иконы затерялись...
Кажется, что слова Воронина, как и время, пропадают, растворяются в потоке ветра и солнечного света. Нет людей, о которых вспоминают, нет и монастыря. Что же тогда живо? Неизречённый свет. Он остаётся даже среди разрушенных келий и фундаментов величественных храмов. «Намоленное место», – так говорят старожилы.

СВЯТО МЕСТО – ПОЧТИ ПУСТО

От бывшего Ключегорского женского монастыря осталось всего несколько зданий, да и те пришли сегодня в такой упадок, что сердце сжимается от горечи. Годы безвременья и безбожия не пощадили обитель. В пустых оконных проёмах гуляет ветер, крыши на некоторых зданиях сорваны, чугунная лестница, ведущая на второй этаж, сдана в металлолом, храмов нет и в помине – в одном в советское время устроили прямо в алтаре кафе, а другие сровняли с землёй. Каменную ограду, которая шла словно «китайская стена» вдоль всего монастыря, сельчане разобрали на хозяйственные нужды. На месте старого кладбища, где были похоронены священники и монахини, построили конюшню. Воронин, рассказывая об этом, возмущается: дескать, разве не могли другое место выбрать?
Впрочем, те люди наказали себя сами. По словам местной учительницы Елены Курсановой, ничего из взятого в монастыре добра не принесло. «Го­­во­рили же старые люди, что это грех! – восклицает она. – И что получилось?» Конюшня, построенная на монастырском кладбище, сгорела. Силосную башню, что возвели из монастырского кирпича, снесли. В одном из сестринских корпусов устроили школу. Замазали святые лики краской, но любопытные дети шли всё равно на переменках разглядывать проступающие фрески. А уборщица тётя Маша, раньше трудившаяся при монастыре, тихонько наставляла малышей: «Это, мои хорошие, Архангел Михаил! Самый главный среди ангелов. А это Троица Святая... Господь!» Потом вместо школы в здании оборудовали магазин. Сегодня нет и его, стёкла побиты. В другом сестринском корпусе, где раньше располагался приют для бездомных детей, тоже пустота. Учреждение расформировали. В монастырском здании, где жили совхозные рабочие, неожиданно зимой случился пожар, да такой, что те еле успели на улицу выскочить в чём были. А на месте, где раньше стоял Казанский собор, вообще вырыли котлован. Мы с ужасом смотрим на уходящую вглубь земляную дыру. Преисподняя да и только!
– Что это?
– Это детский сад тут раньше был, – как-то скучно и невесело поясняют нам сельчане. – А теперь хозяйство разорилось, обанкротилось, его и разобрали до основания, чтобы кирпич продать и расплатиться с рабочими...

МОНАСТЫРСКИЙ САД

В монастырском саду мне захотелось заплакать. В холодном осеннем воздухе на почти голых ветвях кряжистых старых яблонь покачивались крутобокие огромные яблоки, но их никто не собирал. Монахини, которые раньше радовались плодам, подносили их к своим лицам и вдыхали свежий пряный запах, умерли, а новых ещё нет... И лежали никому не нужные одинокие плоды прямо на дороге... Отец Олег – молодой батюшка из Грачёвки, с которым мы только что ходили по сырым подвалам и подземельям монастыря, залез на дерево и стал трясти ветви. На меня градом посыпались большущие зелёные плоды, я даже прикрыла от испуга голову, а потом рассмеялась. Яблоки и отец Олег были такие весёлые, что подумалось: а может быть, кто-нибудь возродит этот чудесный сад?

БУДЕТ НОВАЯ ОБИТЕЛЬ?

Наше маленькое паломничество в Таллы носило не только умозрительный характер. Через некоторое время в селе организовалась православная община, а в Департаменте по культуре и искусству Оренбургской области появился документ, гласивший, что отныне «на основании заключения историко-культурной экспедиции приказано включить в список вновь выявленных объектов культурного наследия комплекс зданий и сооружений Ключегорского Казанско-Богородицкого монастыря». Иными словами, здания поступили под охрану государства, и отныне будут охраняться законом. Пока они стоят разорённые, но вокруг них уже закипела жизнь. Члены местного прихода вырубили всю сорную растительность вокруг, и здания перестали быть похожими на затонувшие среди водорослей корабли. Кто знает, может быть, через несколько лет в обители появятся первые монахини, и она вновь заживёт трудолюбивой и боголюбивой жизнью, а в Таллах начнётся духовное возрождение?
– Думаю, это не только талловцам нужно, – сказал нам на прощание глава сельской администрации Александр Макаров, –
это нужно всем россиянам – духовное воспитание подрастающего поколения...
Зачем нужно возрождать обители, монастыри? Недавно разговаривала с одним знакомым иеромонахом, который посетовал: потеряла Оренбургская область своё духовное забрало. Нет сегодня святой защиты у края, так как почти нет монастырей. А какие и есть – малочисленные. Наши предки знали, зачем нужен духовный, молитвенный щит! Приведу цитату из брошюры, посвящённой Ключегорской обители: «Подвижники и подвижницы, насельники и насельницы святых обителей своими подвигами, смиренномудрием, кротостью, горячей любовью ко всем и молитвою за всех делали и делают то, что не снилось никогда самым великим людям мира. Ибо возродить человека, из злого сделать доброго, гордого сделать смиренным, распутного – чистым и целомудренным, жестокого и мстительного – кротким и незлобивым, – всё это неизмеримо больше, чем все перевороты мира, все великие изобретения и открытия. Что пользы в том, что люди с быстротою молнии стали передвигаться из конца в конец земли, подниматься высоко над землёю и переговариваться между собою за сотни и тысячи вёрст? Стали ли люди от этих великих изобретений лучше, чище и добрее? Нет. Стали ли люди ближе друг к другу, имеют ли братскую любовь между собою, имея возможность часто сообщаться телефонами и телеграфами и быстро передвигаться с одного места на другое? О, далеко нет! Поднялись ли люди хоть сколько-нибудь духом своим над землёю, стали ближе к небу через то, что стали подниматься на аэропланах? Нет. Телом парят высоко, а духом присасываются к земле, как пиявки к человеческому телу. Всё это величие мира поистине ничтожно в сравнении с тем, что делали и делают для человечества наши святые обители, и притом не крича о себе, не гордясь и не превозносясь, – в смирении, кротости и простоте... О тунеядстве же, о безделии в обителях, а особенно в женских, не может быть и речи. Безделие в обителях потому уже одному немыслимо, что иначе не было бы чего и есть, а затем оно не терпится и монашеским уставом... И на полях, и на огородах, и в садах, и на мельницах, и при молотилках, и на всех грязных работах, – везде трудятся одни только монахини и послушницы... И от праведных трудов своих не только сами питаются, но и питают и поддерживают в голодные годы бедных крестьян... И кто знает, что сталось бы с миром, если бы не освежали его эти благодатные источники, если бы не согревали его святые обители хранящимся в них Христовым светом. О, мир бы наверное сгнил и погиб во грехе своём, задохнулся в неправде и злобе, во всех мерзостях своих! Свети и впредь светом Христовым грешному миру!».
Люди разрушили, но они же сделают всё, чтобы Ключегорская обитель обрела силу и жизнь, а монастырские яблоки больше не лежали на дороге.

Прочитано 1090 раз Последнее изменение Понедельник, 06 Апрель 2015 14:38

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Ноябрь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости