Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Вторник, 06 Август 2013 07:17

Казанская церковь села Черкассы

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)
Храм в Черкассах во время пожара в ночь с 13 на 14 мая 1964года Храм в Черкассах во время пожара в ночь с 13 на 14 мая 1964года

НОВЫЕ ГОНЕНИЯ

Закрытие приходов уже в 1959 году приобрело массовый характер. Вновь стали арестовывать настоятелей. В Оренбургской епархии за этот год под следствием находилось 26 священников.
В сентябре 1960 года в ЦК КПСС прошло идеологическое совещание, на котором было решено резко ужесточить борьбу с «религиозными пережитками» (6).

1 февраля 1961 года уполномоченный Совета по делам РПЦ П. Вдовин под грифом «секретно» высылает отчет председателю исполкома областного Совета товарищу И.И. Молчанинову о положении и деятельности церквей Оренбургской области за 1960 год.
Эта информация нужна была для статистики: сколько осталось действующих храмов и какая деятельность в них проводится, насколько активна религиозная община (для дальнейшего их закрытия).
Местные органы власти с. Черкассы и райисполком запретили службу в Казанской церкви. Однако прихожанам удалось ее отвоевать. Но с этого момента власть искала любой удобный предлог для окончательного ее закрытия. А также власти делали все, чтобы осложнить жизнь священников.
В 1962 году община приобрела в собственность жилой дом (без официального разрешения уполномоченного по делам РПЦ и сельского совета), который использовался под квартиру уборщицы и крестильную. Тогда отца Фому обвинили в том, что он приспособил дом для крещения младенцев и совершал молебны у верующих на дому, за что он был снят с регистрации. Дом изъяли и поставили на баланс Черкасского сельского совета.
Второй раз отобрали регистрацию за крещение детей без согласия родителей. Это была распространенная формулировка: если о крещении ребенка становилось известно властям, то родители таким образом снимали с себя ответственность и виноват оставался священник.
Запрещали причащать детей бабушкам, которые якобы вопреки желанию родителей берут ребят в церковь.
В 1963 году перед праздником Казанской иконы Божией Матери председатель сельсовета, не желая допустить празднования престольного праздника, просто отобрал у старосты ключи, и в церковь никто не мог войти.
В 1964 году, незадолго до Рождества Христова, местные власти объявили, что ввиду карантина на рогатый скот церковь не должна служить. Мол, верующие на своих ногах будут разносить заразу по всему району (хотя Рождество Христово все же дали отслужить).
Снова начались поездки делегации прихожан, всюду задававших вопрос: почему все учреждения, школы, больницы, сельсоветы и колхозы работают нормально, а церковь и ее прихожане становятся распространителями эпидемии ящура?
В области ответили: «У вас есть власть на местах». Но все же дали указание в район не использовать такие неуклюжие маневры и разрешить служить. Служение в церкви возобновилось (1).
Также на государственном уровне предусматривалось ужесточение налогов. Теперь не только священники, но и все церковнослужители должны были облагаться налогом по «драконовской» 19 статье Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге населения».
Среди прочего пунктом 7 разрешалось вводить ограничение колокольного звона по усмотрению местных властей, «если это поддерживается населением».
Этого было достаточно, чтобы колокольный звон был запрещен повсеместно. Колокола изымались, и их отправляли на переплавку для последующей чеканки монет.
Терпели гонения все от мала до велика. Верующих детей не принимали в пионеры, они терпели насмешки и унижения.
Учителям в школе было рекомендовано, если увидят у ребенка крестик, провести «разъяснительную» беседу и убедить его снять. В противном случае вызывали родителей в школу и сообщали на место их работы, иногда даже угрожали лишить их родительских прав и сдать ребенка в детдом.
Тяжелее всего приходилось священнику. Случалось всякое. Приготовили однажды налоговые деньги, отец Фома пересчитал, обернул крест-накрест бумагой, заклеил и пошел служить в церковь, оставив их дома. Вечером он нашел одну только бумагу на полу, накрест склеенную, и не сразу понял, что это за бумажечка такая, поскольку у честного человека мысль о воровстве возникает не сразу.
Были и другие случаи. К примеру, услышал ночью: кто-то ломом раму выламывает, подошел к окну и говорит: «Что же вы, люди добрые, ломитесь? Думаете, верно, что у батюшки денег много и золота? А ведь тут и поживиться нечем. Но коль доброго слова не понимаете, то знайте: топор в руках есть!» А какой топор? Только стоял отец Фома и молился Богу. Грабители окно выставили, но в дом не полезли.

ВОЗНЕСЕНИЕ КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Радоница в 1964 году пришлась на 12 мая, а церковь подожгли в ночь с 13 на 14 мая, когда отец Фома находился у владыки Михаила в Оренбурге (1).
Сомневаться в том, что это был умышленный поджог, не приходится. Это хорошо видно из следующего архивного документа:
Совету по делам РПЦ при Совете Министров СССР. Православная церковная община Казанской церкви, исполнительный орган. Май, 1964 год,
с. Черкассы Оренбургской обл.
Казанская церковь села Черкассы доводит до Вас сведения в том, что в ночь с 13 на 14 мая сгорела наша церковь. Вспышка пожара произошла под колокольней, в верхнем окне. Когда мы прибежали к церкви и увидели, что у входа в церковь на пороге стояла большая лестница, которая почти доставала в верхнее окно, церковь горела сверху.
Вся крыша колокольни покрылась пламенем огня, и огонь очень быстро стал воспламенять крышу у купола. Притом, как только вспыхнул пожар на окне колокольни, одновременно загорелись ворота и колонка. На место пожара прибыло много народу, но тушить церковь никого не подпускали, да и невозможно было тушить ведрами, потому что горело сверху. Когда пришли из района две пожарных машины, сама церковь еще не горела, а горела только колокольня. Но эти машины тушить пожар не стали. Одна машина была возле магазина, а другая – у школы. На церковь все только смотрели и смеялись: «Как здорово горит».
Несколько человек мужчин прибежали с лопатами и топорами, разбили в алтаре окна и хотели вынести все, что есть в алтаре.
Но представители, приехавшие вместе с пожарными машинами, всех от алтаря прогнали и не разрешили ничего брать. Народ стоял и смотрел, ничего не понимая: почему же не стали тушить церковь?
Рано утром, когда еще горело пылающим огнем, снова подъехали машины, чтобы затушить остатки горящих бревен. Но и этого делать не стали. Пусть, мол, догорит все, чтоб ничего не осталось, и тут же уехали.
И так церковь сгорела, как и не была, остался один фундамент и больше ничего, в этот же день был разбор дела, отчего загорелась церковь.
Все районные представители сказали, что якобы церковь загорелась от свечей, но какие тут могут быть свечи, когда после службы до пожара прошло два дня, и какие могут быть свечи на колокольне, ведь загорелось не снизу, а сверху. И как могли загореться сразу ворота и колонка, когда пламя огня было вверху.
Петр Александрович, просим Вас правильно разобраться в этом деле.
Члены церковного совета: Черкиссов и Либенков
Представитель ревкомиссии: Пересыпкин (2).
Есть и другие показания очевидцев – сестер Евдокии и Варвары Красовых – жительниц Оренбурга.
Они рассказывали, что видели еще до пожара в Черкассах, как возносилась церковь на небо, а чей-то голос говорил: «Это церковь Казанской Божией Матери в Черкассах». А как сам храм горел! Пламя было расцвечено всеми цветами радуги, и люди слышали плач женщины. Храм построен был из больших бревен. Во время пожара одно бревно откатилось как будто для того, чтобы люди имели представление, из чего была построена церковь. После пожара остался почти один чистый фундамент и куча кирпичей на месте печки. Золы почти не было.
Охранял церковь по совместительству сторож находящегося напротив нее магазина. Когда его спросили, как могла загореться церковь, то он под свежим впечатлением ответил, что хорошо видел, как к церкви подъехали на машине два человека и вышли из нее с каким-то веером.
Но на утро ему разъяснили, что это его галлюцинации: церковь сгорела потому, что священник о. Фома хранил на колокольне самовозгорающиеся свечи(!), и это подтверждает уборщица церкви (скажем сразу, что таких свечей не существует, это из области фантастики).
Вспоминает жительница села Черкассы Мария Евдокимовна Кучерова: «Слухи раньше ходили, что якобы Гришке-герою приказано было спалить церковь. В одну ночь, когда люди уже отдыхали, трое из нашего села облили бензином фуфайку, зажгли и в предварительно разбитое на колокольне окно бросили, а также облили бензином вокруг близлежащего колодца и зажгли, чтобы никто не мог брать воду. Так горело – зарево было на все Черкассы. Сколько крику было!
Народ бежал к церкви с кольями, с ломами, чтобы взломать двери и спасти церковные ценности. Но милиция оцепила все вокруг, не дала подойти близко, ибо, по заявлению председателя сельсовета, он не желает отвечать за возможность случайной гибели от огня советского гражданина. Церковь сгорела, как свеча.
Есть еще свидетель того, что при возвращении после пожара он услышал, как мать одного из поджигателей, учителя Василия Артемовича, дрожащим голосом спросила: «Ну, что? Сжег?» – «Да», – ответил тот. После этого за ним стали замечать, что человека как бы параличом ударило, но он еще некоторое время учительствовал. А потом совсем слег и 15 лет не вставал, живьем сгнил. Второй участник поджога, Федор Ширин, умер через год от рака. Два месяца поболел и умер без покаяния. Господь не допустил. А самого молодого парня, Толика, родная бабка прокляла словами: «Жалко мне тебя, но я проклинаю тебя за то, что ты сделал». Потом он сразу же уехал из села.
Утром после пожара прихожане, хоть и боялись, что их будут преследовать, пошли к церкви, думали: «Может, что осталось?» Но пришли на ровное место: одни камни лежат, даже угольков не осталось, как будто Господь и пепел к себе забрал.
Деревянная церковь, сделанная из сосновых бревен, была поставлена на хорошем каменном фундаменте. Прихожане стали просить разрешения разобрать фундамент и из него на местном кладбище построить какое-либо молитвенное здание, но им ответили: «Вы не смогли сохранить доверенную вам государством церковь, и вам нет доверия ни в чем» (1).
Стоит отметить, что сгоревшая церковь была застрахована 15 января 1948 года (5). Сумма оценки здания по госстраху – 70 000 рублей.
Для сравнения: в 1945 году зарплаты клириков церкви Казанской Божией Матери были следующие: староста – 25 руб., казначей – 20 руб., счетовод – 30 руб., просвирница – 7,50 руб., сторож – 10 руб., уборщица – 7,50 руб.
По описи имущества храма на 1 января 1953 года его стоимость составляла 90,445 руб. (3).
Сумма явно непомерно завышена, но делалось это с умыслом: многие настоятели церквей не могли оплатить страховые взносы в больших суммах, и церкви вынужденно закрывались.
Прихожане и члены церковного совета просили у властей выплатить им положенную страховку для восстановления храма или постройки временного молельного дома. Но страховка была выделена не в полном объеме, как полагалось, а в сумме 16 972 руб. По мнению властей, община не выполнила условий договора о сохранности церковного здания, не обеспечив его достаточной охраной (4).
В просьбе о предоставлении какого-либо помещения на правах аренды верующим было категорически отказано. Исполком возбудил ходатайство о снятии с регистрации общества верующих, где среди прочего прибавил, что в настоящее время верующие активности не проявляют.
В этом исполком был корыстно заинтересован, поскольку после снятия религиозного общества с регистрации страховку выплачивать будет некому. Так и случилось: местными органами власти было принято решение пустить эти деньги на «культурно-бытовые» нужды района.
Циничное решение в свете тех событий.
Отца Фому отправили служить в село Студенцы. Здоровье было уже плохое, и он просил у владыки Леонтия отпустить его на покой. Но владыка благословил его служить до самой смерти, ибо замены никакой не мог дать (1).
Так и служил батюшка в селе Студенцы. Умер отец Фома 21 июля 1968 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, и это говорит само за себя...
Верующие с. Черкассы так и ходили за много километров в ближайшую церковь в Студенцы.

НОВЫЙ ХРАМ В ЧЕРКАССАХ

Казалось бы, на этом и закончилась печальная история Казанской церкви, но Господь судил иначе. 9 июля 1998 года, по благословению митрополита Леонтия (Бондаря, † 1999), было положено начало работам по строительству новой каменной церкви на том же месте и с прежним названием.
Был совершен чин освящения места для начинающегося строительства, водружение креста и закладка первого камня в основании будущего храма.
В слове к собравшимся богомольцам владыка Леонтий тогда сказал: «Мы благодарим Всевышнего, что освятили место сие и водрузили этот камень во основание будущего храма. Это подобно тому событию из ветхозаветной истории, когда патриарх Иаков бежал в Месопотамию и, утомленный к вечеру, на камень приклонил голову, чтобы уснуть. Ему представилась лестница, соединявшая небо с землей. Вверху – Бог Отец, и Ангелы Божии восходили и нисходили по той лестнице, вознося молитву ветхозаветного патриарха в обители Отца Небесного.
Тогда Иаков поставил тот камень-столп и сказал: ''Не простое это место, но святое: дом Божий и врата Небесная'' (Бытие, гл. 28).
Благодарим Всевышнего, что на этом месте вновь воссияла благодать Божия, что здесь вновь будет возноситься Бескровная Жертва, будут возноситься молитвы Отцу Небесному...» (7)
Церковь вновь, как в далеком 1920 году, будто возродилась из пепла.
Строительство велось под руководством настоятеля Обители Милосердия протоиерея Николая Стремского и было закончено через 3 года и 3 месяца.
Освящение храма состоялось 4 ноября 2001 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери. Первую Литургию за 37 лет запустения на святом месте в новом храме совершили настоятель Обители протоиерей Николай Стремский и иерей Сергий Шеломихин с диаконами Сергием Котовым и Михаилом Исмаиловым.
После Литургии счастливые и вдохновленные прихожане вместе с духовенством совершили крестный ход вокруг храма и отслужили благодарственный молебен.
Как после всего этого не воскликнуть: «Чудны дела Твои, Господи!», «Пресвятая Богородица, моли Бога о нас».

Источники:
1. Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX века:
Книга 3 /Сост. прот. Николай Стремский. – Оренбург, 2000. - с. 337–339.
2. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Ед. хр. 40. Регистрационные дела п. Черкассы. - с. 57.
3. Там же, с. 45.
4. Там же, с. 66.
5. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Ед. хр. 136. Учетные карточки снятых с регистрации церквей.
6. Протоиерей Владислав Цыпин. История русской церкви: Том 9. – Москва, 1997. - с 383.
7. Летопись Обители Милосердия поселка Саракташа Оренбургской епархии.
Сост. диакон Николай Терпугов. – Оренбург, 2000. - с. 47.

Прочитано 1327 раз Последнее изменение Воскресенье, 05 Январь 2014 13:21

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Апрель 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости