Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Пятница, 09 Август 2013 17:01

Пасхальные традиции православного Оренбуржья

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Поскольку наш журнал выходит накануне главного православного праздника – Пасхи Христовой, – нам показалось интересным рассказать о том, как эти дни проводили проживавшие на территории современного Саракташского района оренбургские казаки и крестьяне.

Православная Пасха на Святой Руси издревле считалась семейным праздником. Праздновать её старались, точно так же как и Новый Год, всей семьёй.
Вообще же, к любому церковному празднику, а к Пасхе в первую очередь, принято было готовиться заранее. Мужчины тщательно убирали двор, запасали дрова, забивали скотину на мясо, покупали съестные припасы и спиртное, отдавали мастерам поправить обувь, одежду или шили новое. Женщины убирали в избе, сенях, ставили на божницу праздничные иконы, зажигали лампадки, подновляли роспись на ставнях и наличниках, готовили праздничный стол.
На время праздника открывали «праздничный» вход (с улицы). Накануне непременно топили баню, так как обычай обязывал встречать праздник, посещать церковную службу «пригожими» телом и только в хорошем, чистом платье. «Если у кого нет сапог, то пусть займёт, а босой или в лаптях в церкву не пойдет!» – говорили в народе. Во время праздника люди иначе обращались друг к другу (даже муж к жене) − преобладали величания по имени-отчеству, менялось и содержание разговоров: о насущных делах старались не говорить.
Праздничное поведение взрослых казаков заключалось в следующем: полная праздность («день свят, и дела наши спят»), постоянные столования с приёмом гостей и пением песен. Непременно полагалось в этот день навестить родителей. Несоблюдение этих норм считалось грехом. В то же время, молодёжь в застольях, а следовательно и в возлияниях, не участвовала.
В ночь с Великой Субботы на Воскресение в православных церквях совершался обряд освящения пасхальных куличей и яиц.
Сразу же за богослужением Страстной Субботы начинается богослужение Светлого Воскресения, отличавшееся особенной торжественностью. Православное духовенство облачалось в светлые золотые одежды. Пел большой хор. Совершался крестный ход с хоругвями и иконами, с пением пасхальных гимнов. Затем священство возвещало о Воскресении Спасителя.
После богослужения на Православную Пасху многие старались принести домой остаток той свечи, которая горела у них в руках во время праздничной службы. Считается, что Пасхальная свеча, по благодати равносильная с прочими, имеет, в то же время, громадное значение для пастухов, у которых будет сохранно стадо, если в пастуший рожок закатать кусочек именно такой свечки.
В первый день Православной Пасхи, как и на Православное Рождество, в дома верующих приходило духовенство и служило праздничный молебен. В течение всего первого дня приходили родственники и знакомые поздравить хозяев с праздником. Всех гостей (братьев и сестёр по Православной Вере) обязательно приглашали к столу и угощали пасхальными кушаньями. Пришедшие гости обязательно приносили детям небольшие подарки.
Пасхальный стол на Руси всегда отличался великолепием, был обильным и красивым. Обязательным кулинарным атрибутом был освящённый в церкви кулич. Куличи ели всю Пасхальную неделю до Радоницы. К Пасхальному праздничному столу готовили много снеди: запекали барашка, готовили окорок, жарили телятину. Все блюда подавались в холодном виде. Горячие блюда подавать было не принято. Никогда не готовились рыбные блюда. Куличи и творожные пасхи украшались бумажными цветами, изготовленными собственноручно. Бумажные цветы становились украшением праздничного стола, икон и всего дома.
По древней православной традиции, крашеные яйца выкладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы и других злаковых культур (проверялась всхожесть семян).
Первая неделя после Православной Пасхи издревле именовалась в народе Светлой Седмицей. В это время запрещено совершать Венчание.
Молодёжь всю Светлую Седмицу с наступлением сумерек ходила по дворам с музыкой и песнями в честь Воскресения Спасителя и пробуждения природы. В ответ хозяева двора выносили угощение, благодарили за добрые пожелания и за то, что не забыли их посетить.
В храмах же на неделе Святой Православной Пасхи совершались заутрени «порану». Проспавших на такую заутреню могли облить холодной водой прямо в постели.
Многие казаки и крестьяне считали, что катание освящённых в православном храме пасхальных яиц по земле способствует ее плодородию. Поэтому в продолжение всей недели катанием пасхальных яичек на поле занимались не только дети и подростки, но и взрослые. Казаки и крестьяне, принеся из храма освящённые крашеные яйца, поглаживали им своих лошадей и коров, приговаривая при этом: «Будь красна и гладка, как пасхальное яичко».
Исстари в казачьих станицах и русских деревнях существовал обычай освящения в Светлую Седмицу казачьих, крестьянских дворов и семенного зерна для весеннего посева.
Всю Светлую Седмицу длился праздник Православной Пасхи. Молодые женщины и девушки наряжались в белые платья, мужчины надевали русские косоворотки, яловые сапоги и, обязательно, модную фуражку. Молодые казаки щеголяли в новой форме, а старики надевали боевые награды. В общем, в станицах и деревнях господствовало хорошее настроение, всеобщее веселье и ликованье.
На колокольнях храмов почти постоянно звонили колокола, поскольку в течение всей Светлой Седмицы любой желающий мог взобраться на колокольню и позвонить. Всюду по станицам и селам был слышен голос русской гармошки и балалайки. Казаки и крестьяне пели не только обрядовые песни, но и задорные русские частушки. Праздничный пасхальный стол в казачьих станицах, деревнях, да и в городах тоже, оставался накрытым в течение всей Светлой Седмицы (для знакомых и близких людей). Привечали в это время также нищих и убогих, подавая им угощение с того же пасхального стола.
Всенародные гуляния завершались в первое воскресенье после Пасхи, именуемое в народе Красной горкой. Слово «красная» здесь означает не столько цвет, сколько красоту (сравните: красна девица, весна-красна). В этот день начинались игры и забавы, празднества на природе для молодёжи.
В традиции Русской Православной Церкви этот день принято именовать Неделей Фоминой, поскольку на Литургии читается Евангелие об апостоле Фоме.
В этот день возобновлялось совершение церковного бракосочетания после перерыва во время Великого Поста, поэтому именно на Красную горку бывало много Венчаний у люда православного. Эта традиция была не так давно возрождена в истории современной Руси.

Источник:
1. Пятков В. В., Тарасова С. В. Традиционная культура оренбургских казаков: прошлое и настоящее. Челябинск, «Околица». 2005

Прочитано 1131 раз
Баклыков Владимир

Владимир Павлович Баклыков родился в 1965 году в г. Невьянске Свердловской области, работал учеником слесаря на Оренбургском машиностроительном заводе (ныне ПО «Стрела»).
Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, вернулся на родной завод инженером-конструктором.
С 1995 года в журналистике. Работал заместителем редактора газеты «Вечерний Оренбург», директором газеты «Патриот Оренбуржья», пресс-секретарём главы администрации Оренбургской области, пресс-секретарём Оренбургского войскового казачьего общества, вместе с атаманом Юрием Бельковым (†2014) создал газету «Станица Славянская» и был её первым главным редактором. Военное звание - лейтенант, казачий чин - подъесаул.
Лауреат Всероссийской премии движения «Яблоко» – «Вопреки» (им. Ларисы Юдиной), ряда областных и муниципальных журналистских премий. Член Союза журналистов России.
Лауреат литературных премий им. Валериана Правдухина альманаха «Гостиный Двор» (2014) и литературной премии Оренбургской епархии "Словотворцы" (2014).
В настоящее время – редактор журнала «Православный Духовный Вестник Саракташского благочиния». Живёт в Оренбурге.

Сайт: baklykov.info
Другие материалы в этой категории: « Исповедь старого учителя Народный храм »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Июнь 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости