Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Суббота, 04 Апрель 2015 15:35

Роль Русской Православной Церкви в победе в Великой Отечественной войне

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Знаменателен факт, что начало войны – 22 июня 1941 года совпало с церковным праздником «всех святых, в земле Российской просиявших». Для Гитлера это был день мистического господства арийской расы над миром, день летнего солнцестояния. Для православной России – день торжества Святой Руси.

В первый же день войны митрополит Сергий (Страгородский) обратился с «Посланием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал православный русский народ на защиту Отечества: «Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу»1. Более четырёх десятков посланий направил митрополит Сергий воюющему народу и это морально воодушевило русское воинство.
Если во время всенародной переписи 1937 года православным себя открыто признало 42 % населения страны, то в 1941-м уровень религиозности вырос на порядок. И на оккупированной территории также значительно увеличилось количество верующих.
Немцы использовали религиозный подъём народа в своих целях. Так, в Киевской епархии в 1942 году было открыто 8 монастырей и 318 храмов, в которых служило 434 священника. Но митрополит Сергий обратился из Ульяновска, который временно стал духовным центром Церкви, с посланием к пастве, в котором развенчал лицемерие нацистской пропаганды: «Гитлеровский молох продолжает вещать миру будто бы он поднял меч «на защиту религии» и «спасение» якобы поруганной веры. Но всему миру ведомо, что это исчадие ада старается лживой личиной благочестия только прикрывать свои злодеяния. Во всех порабощённых им странах он творит гнусные надругательства над свободой совести, издевается над святынями, бомбами разрушает храмы Божии, бросает в тюрьмы и казнит христианских пастырей, гноит в тюрьмах верующих, восставших против его безумной гордыни, против его замыслов утвердить свою сатанинскую власть над всей землёй. У русских людей, у всех, кому дорога наша Отчизна, сейчас одна цель – во что бы то ни стало одолеть врага». Священник села Илек Оренбургской области Василий Иванович Златогорский принял сан в 60 лет на оккупированной территории в Сталинградской области. Помогал партизанам, спасал духовно и физически людей от смерти. После освобождения территории переехал в Оренбург и был назначен в 1944 году в Илек, в котором служил до 1959 года. Ярким качеством его характера являлась бескорыстность, он никогда не брал деньги за требы, а как рассказывают односельчане, раздавал на праздники 300 – 600 рублей вдовам и сиротам. Удивителен подвиг митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), который во все страшные дни блокады оставался со своей паствой в голодном и холодном городе на Неве. По всей стране в православных храмах служились молебны о даровании победы. Ежедневно за богослужением возносилась молитва «О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов...». Во всех приходах Чкаловской епархии проводились богослужения «во славу русского оружия, вождей и воинства». Управляющий делами Чкаловской епархией А. Архангельский поручал пастырям чаще произносить проповеди на патриотические темы и служить молебны о даровании победы, организовывать сборы в Фонд обороны страны2. В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение колонны имени Димитрия Донского. В ответ на призыв митрополита в Московском Богоявленском соборе духовенством и мирянами собрано было более 400 тыс. руб. Вся церковная Москва собрала свыше 2 млн руб., в блокадном голодном Ленинграде православные собрали один миллион рублей на нужды армии; в Куйбышеве стариками и женщинами было пожертвовано 650 тыс. Житель села Чебаркуль Челябинской области М.А. Водолаев написал в Патриархию: «Я престарелый, бездетный, всей душой присоединяюсь к призыву митрополита Сергия и вношу 1000 руб. из своих трудовых сбережений с молитвой о скорейшем изгнании врага из священных пределов нашей земли». Всего на танковую колонну собрано было более 8 миллионов рублей. Всего Русская Православная Церковь собрала средств за годы войны около 300 млн руб. В Оренбурге верующие собрали 460 тыс. руб. на нужды фронта. Кроме денег верующие собирали также тёплые вещи для солдат: валенки, рукавицы, телогрейки. В Бузулуке верующие отправили на фронт 30 тыс. руб., от И.В.Сталина им была отправлена благодарственная телеграмма. Каждый священник организовывал на своём приходе сбор средств. Так, священник Покровской церкви села Верхняя Платовка Стефан Акашев передал в Фонд обороны 16400 руб., А. Архангельский, управляющий делами Чкаловской епархии, внёс сумму в размере 100 тыс. руб., настоятель молитвенного дома города Абдулино А. Свистунов – 55 тыс. руб., настоятель Симеоновской церкви города Челябинска С. Ашихмин – 115 тыс. руб.3.
О том, как глубока была вера в победу, повествует рассказ схиархимандрита Серафима (Томина). У него был духовный афонский старец-наставник Андрей, 28 лет скрывавшийся от советской власти в селе Илькульган Шарлыкского района. Отец Серафим вспоминает: «В 1938 году, стоя пред иконой Иверской Божией Матери, старец Андрей вдруг сильно расплакался. «Скоро, скоро, Мишунька, будет война, – говорил он, неотрывно смотря на икону. – Немцы опять нападут на Россию... Но Россия теперь победит».
– Батюшка, сколько же крови христианской ещё прольётся? – спросил я его.
«Мишунька, ты мой дорогой, настолько земля русская прегрешила, что вопиёт она об очищении. А очищается она только кровью людской... И тебя на войну возьмут, воевать не будешь, а глаз потеряешь...» Во время войны старцу Андрею Господь многое открывал. Часто он ни с того ни с сего вставал среди ночи и начинал молиться за упокой души кого-нибудь из сельчан. И лишь через несколько дней, а порою и месяцев присылали на того человека похоронку». В августе 1941 году Михаила Томина призвали в Красную Армию, в стройбат в с. Колтубановку, поскольку он был монахом. Там он потерял глаз и в марте 1943-го его комиссовали. До отхода ко Господу он был духовником Свято-Андреевского мужского монастыря в Оренбургской епархии.
4 сентября 1943 года митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) были приглашены в Кремль для встречи с Председателем Совнаркома И.В.Сталиным и заместителем Главы Правительства В.И. Молотовым, которая кардинально изменила отношение государства к Церкви. На Архиерейском Соборе 8 сентября 1943 года был избран Священный Синод РПЦ. Собор вынес также постановление: «Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлучённым, а епископ или клирик – лишённым сана». 19 сентября состоялась интронизация Патриарха Сергия в кафедральном Богоявленском соборе. 8 октября 1943 года был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР, председателем которого стал Г.Г. Карпов. В сентябре 1943 г. возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии».
С Постановлением СНК № 1325 «О порядке открытия церквей» от 28.11.1943, подписанном зампредседателя Совнаркома В.М. Молотовым, началось массовое открытие церквей в стране. В 1944-45 гг. в Оренбургском крае открыто шесть церквей, с 1945 по 1948 гг. – двадцать шесть церквей: в Оренбурге – Никольский кафедральный собор, в Абдулино, Акбулаке, Бузулуке, Бугуруслане, Медногорске, Орске, Соль-Илецке, Кувандыке, в селе Верхняя Платовка, селе Воздвиженка Переволоцкого района и др.4 В марте 1945 года на Оренбургскую кафедру назначен выдающийся архиерей – епископ (затем архиепископ) Мануил (Лемешевский). Он восстановил разрушенную репрессиями и войной Церковь, духовно укрепил тысячи оренбуржцев в послевоенном восстановлении жизни.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1Цыпин В. История Русской Церкви. – М, 1997. – Т.9.
2Потапова А.Н. Русская Православная Церковь на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны. Проблемы этнокультурного развития русского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург: ОГАУ, 2004.
3Сперанский А.В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. – Екатеринбург, 1998. – С.290.
4Футорянский Л.И. Оренбуржье – во имя Победы (60 лет разгрома фашистской Германии). – Оренбург, 2004.

Прочитано 1273 раз
Мишучков Андрей

Андрей Александрович Мишучков, родился 2 декабря 1970 года в поселке «Боевой» Оренбургского района Оренбургской области в семье служащих.
В 1988 году закончил среднюю школу № 62 г. Оренбурга. В 1993 году получил высшее образование по дневной форме обучения в Оренбургском государственном педагогическом институте им. В.П. Чкалова по специальности «учитель истории и права».
В 1989 – 1992 годах был депутатом городского совета народных депутатов г. Оренбурга, активно участвовал в комиссии по молодежной политике. В 1996 году закончил Московскую государственную юридическую академию по специальности «юриспруденция». В июне 1997 года завершил обучение в очной аспирантуре на кафедре философии и методологии науки МГУ и защитил диссертацию на соискание степени кандидата философских наук. С 1993 года работал учителем истории в средней школе. С 1995 учебного года – преподаватель на кафедре культурологии Оренбургского государственного университета. С февраля 1998 года – старший преподаватель кафедры философии гуманитарных и социально-экономических специальностей ОГУ.
С октября 2000 года на должности доцента кафедры философии ГиСЭС ОГУ, с 2002 года – в звании доцента. По совместительству восемь лет проработал на кафедре религиоведения и теологии ОГУ по дисциплинам – религиозная философия и этика. Постоянный куратор группы по специальности «философия», ответственный на кафедре за воспитательную работу со студентами.
С 1996 года активно участвует в работе оренбургского регионального отделения Российского философского общества. В настоящее время пишет докторскую диссертацию по теме «Диалог цивилизаций: историко-философский аспект».
Автор более 50 научных публикаций, более десятка статей по истории Оренбургской епархии в епархиальных журналах – Оренбургские епархиальные ведомости, Православный духовный вестник Саракташского благочиния, Лествица. Автор двух сборников стихов по духовной и лирической поэзии.
С 2004 года член епархиальной комиссии по канонизации новомучеников, председатель которой протоиерей Николай Стремский. В 2004 – 2007 годах преподавал в духовном училище в Свято-Троицкой обители милосердия. Активно участвует в мероприятиях Центра духовно-нравственного просвещения ОГУ, возглавляет который заслуженный работник культуры РФ Н.А. Ломакина Чтец с 2001 года в домовой церкви мученицы Татианы при ОГУ.

Последнее от Мишучков Андрей

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Июнь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости