Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Воскресенье, 08 Май 2016 10:47

Страницы истории православного Оренбуржья

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

При основании града Оренбурга

Город Оренбург (на его нынешнем месте, где сливаются реки Яик /Урал/ и Сакмара) в 1743 году основал адмирал, дипломат, «птенец гнезда Петрова», первый губернатор огромного края Иван Иванович Неплюев. Именно при его непосредственном участии были сооружены и первые храмы города.

Уже в год основания крепости была построена Успенская соборная церковь (впоследствии её иконостас был перенесён в Введенский собор), а на следующий год из Самары для городского госпиталя была доставлена Воскресенская церковь. Также в 1744 году (21 декабря) освятили церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бёрдской слободе на Сакмаре (туда с берега Яика переселили уральских /яицких/ казаков, которые основали свою станицу раньше Оренбургской крепости).
В пределах крепости службы велись также в Никольской градской церкви (освящена в 1748 году, сгорела в 1786-м), за Яиком посреди Менового двора в 1749 году построили церковь во имя Захария и Елисаветы. На улице Большой (позже Николаевской, а после революции Советской) в 1755 году построены купеческая надвратная Благовещенская (с 1775-го – Воскресенская) церковь (при Гостином Дворе), и в 1760-м военная Петропавловская церковь (на месте современного сквера имени Пушкина и Даля). В казачьем Форштадте в 1756 году был освящён войсковой Георгиевский собор.
Будущий кафедральный Спасо-Преображенский собор (первый каменный) был освящён 12 ноября 1750 года (был в районе современного музея города Оренбурга). Этот храм в народе называли летним, а также «золотым» (из-за позолоченного купола). Тёплый (зимний) собор находился на другой стороне бульвара Белова (знаменитая до сих пор Беловка). Его основной престол и был освящён 12 июля 1758 года в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а боковые приделы в честь благоверного князя Александра Невского и Алексия – человека Божия. Храм был построен также «тщанием» губернатора Ивана Неплюева.
В советское время здесь находились и танцплощадка, и общественный туалет, а также было расположено орудие, из которого в 1919 году красногвардейцы стреляли по наступающим казачьим войскам атамана Александра Дутова.
Из всех дореволюционных храмов центральной части Оренбурга ныне восстановлен именно Введенский собор. Инициативу высказал оренбургский казак и известный поэт Валерий Кузнецов. Саму идею восстановления Валерий Николаевич подал в далёком уже 1991 году при митрополите Оренбургском и Бузулукском Леонтие (Бондаре, †1999). В настоящее время по старым чертежам восстановлено само здание храма.

Оренбургская оборонительная линия

Причины создания мощного форпоста, коей стала Оренбургская губерния, на южных границах Российской империи были вынужденными. В середине XVII века в Китае в качестве правящей утвердилась воинственная манчжурская династия Цин, которая воспринимала Российскую империю как соперника. Китайцы требовали от России освободить земли по реке Амур. Применяли и военные методы. Так, в 1685 году 10-тысячная китайская армия захватила казачий город Албазин, уведя в плен около 50-ти семей (впоследствии именно эти люди стали основой Российской Духовной миссии в Китае). Прямое военное столкновение между двумя империями, несмотря на усилия русских дипломатов, было весьма возможно.
С другой стороны Китай воевал с соседним Джунгарским ханством (окончательно завоё­вано в 1758 году и ныне его территория входит в провинцию Синьцзян), которое в поисках новых территорий совершало набеги на племена киргиз-кайсаков. После того как по просьбе Абдулхаир-хана часть из них приняла российское подданство, нужно было защищать и их.
Разумеется, принималась во внимание необходимость налаживания торговых отношений с народами Средней Азии и сбор сведений о них в целях безопасности Российской империи.
Первыми на вновь осваиваемые земли были направлены как регулярные войска, так и нерегулярные. Последние состояли из переселённых на жительство ставропольских, алексеевских, донских, малороссийских, яицких и уфимских казаков. Сюда же были включены и исетские казаки на востоке и Яицкое казачье войско на западе новой губернии. Яицкие казаки так и остались единым войском, а остальные в 1748 году Указом Военной коллегии Сената были причислены к Оренбургскому иррегулярному войску (впоследствии – Оренбургское казачье войско).
Позже российским правительством было организовано массовое переселение кресть­ян из областей Центральной России и Малороссии. Для торговли со странами Средней Азии под Оренбург были переселены торговые татары (мусульмане), которые основали Сеитовскую слободу (ныне Татарская Каргала). Часть их также была повёрстна в казаки. То есть Оренбургское казачье войско изначально было многоконфессиональным.
В результате в 30-40-е годы XVIII века на Урале и в Приуралье создаётся громадная по масштабам и протяжённости система приграничных укреплений. Она включает в себя шесть оборонительных линий:
– Самарскую – от Самары до Оренбурга (крепости Красносамарская, Борская, Бузулукская, Тоцкая, Сорочинская, Новосергиевская, Елшанская);
– Сакмарскую – от Оренбурга вверх по реке Сакмаре на 136 вёрст (крепости Пречистинская и Воздвиженская, редуты Никитский и Жёлтый);
– Нижнеяицкую – от Оренбурга вниз по Яику на 125 вёрст до Илецкого городка (крепости Бёрдская, Чернореченская, Татищевская, Рассыпная, Нижнеозерная и 19 казачьих форпостов);
– Верхнеяицкую – от Оренбурга вверх по Яику на 560 вёрст до Верхнеяицкой крепости (крепости Орская, Карагайская, Губерлинская, Ильинская, Верхнеозерная, Каменноозерная, Красногорская, Таналыкская, Уртазымская, Магнитная, Кизильская, Верхнеяицкая, три форпоста и тринадцать редутов);
– Исетскую – по реке Миасс до впадения её в Исеть (крепости Миасская, Челябинская, Еткульская и Чебаркульская, острожки Усть-Миасский и Исетский);
– Уйско-Тобольскую – от Верхнеяицкой до Звериноголовской крепости, включая кроме неё крепости Карагайскую, Уйскую, Петропавловскую, Степную, Коельскую, Санарскую, Кичигинскую, Троицкую, Усть-Уйскую.
Вся эта система от Гурьева городка на Каспии до Алабутского отряда на границе с Тобольской губернией, протяжённостью 1780 километров, получила название Оренбургской оборонительной линии.
Учитывая, что руководил созданием всей линией губернатор Иван Неплюев, который сам был благочестивым христианином, в населённых пунктах активно строились храмы. Причём в крепостях их возведение проводилось за счёт государства, в деревнях – за счёт общественного кошта, а также средств помещиков и заводовладельцев.

Образование Оренбургской епархии

Задолго до образования отдельной епархии для управления духовной жизнью в 1739 году было учреждено Оренбургское духовное правление. Первоначально оно располагалось при канцелярии Оренбургской экспедиции в Самаре. Руководителем был назначен протопоп Алексий Киселёв. Лишь после официального учреждения Оренбургской губернии, то есть с 1744 года, правление было переведено в Оренбург, и после освящения в 1758 году Введенского храма располагалось в нём. Именно оно (наряду с другими духовными управлениями) вплоть до своего упразднения в 1859 году управляло жизнью всех приходов обширного края.
Дело в том, что формально новая губерния в плане духовного управления была распределена между Казанской епархией (современное Оренбуржье, часть Башкирии и Татарии) и Тобольской епархией (современная Челябинская область). В действительности окраины Казанской епархии были удалены от центра на 700-750 вёрст. Поэтому даже губернский Оренбург Преосвященные за 60 лет посетили лишь трижды: с 20 июля 1746 года в крепости неделю гостил епископ Казанский Лука (Конашевич), в 1758 году Преосвященный Гавриил II (Кременецкий) освятил Введенский собор, а в 1783 году здесь побывал Антоний I (Забелин).
Говорить о какой бы то ни было оперативности управления в таком варианте не приходилось и 16 октября 1799 года выходит Синодальный указ об учреждении пяти новых епархий, в числе которых была и Оренбургская. Преосвященному было указано именоваться Оренбургским и Уфимским. Собственно территория епархии по нынешним понятиям была необозрима! Сюда вошли города с уездами (тогда – округами): Оренбург, Стерлитамак, Уфа, Бирск, Мензелинск, Бугульма, Бугуруслан, Бузулук, Сергиевск, Белебей, а затем Челябинск, Троицк, Верхнеуральск. Вся территория Оренбургской епархии составляла 320 000 квадратных вёрст, будучи вытянутой в длину и ширину на 1000 вёрст, имея в окружности более 5500 вёрст. И при всём при том здесь числилось всего 205 церквей...
Первым епископом на вновь учреждённую кафедру был назначен архимандрит Юрьевского монастыря, ректор Новгородской семинарии Амвросий (Келембет). Впрочем, несмотря на наименование Преосвященного Оренбургский и Уфимский архиерей в Оренбург не поехал. Местом пребывания Оренбургской консистории Святейший Синод определил уездную Уфу, где, после преобразования в 1797 году Уфимского наместничества и перевода всех присутственных мест в Оренбург, пустовали казённые здания. Самые приличные из них и отдали духовному ведомству. К тому же Уфа на тот момент имела центральное географическое положение в губернии. Оренбургская духовная консистория, согласно Указу императора Павла I, была открыта 4 марта 1800 года.
Наличие свободных зданий позволило Преосвященному Амвросию открыть Успенский Богородицкий монастырь и Оренбургскую духовную семинарию (в Уфе), а во многих духовных правлениях губернии – духовные училища.
В дальнейшем административное деление Оренбургской губернии постоянно изменялось: в 1804 году губерния была поделена на 12 уездов, в 1817-м
были присоединены земли уральских казаков, в 1851-м образовалась Самарская губерния (первоначально под управлением оренбургского генерал-губернатора), к которой отошли наиболее густонаселённые Бузулукский, Бугурусланский и Бугульминский уезды. Это отразилось и на духовном управлении краем. В 1859 году наша епархия была поделена на две – собственно Оренбургскую и Уфимскую. В Оренбургскую епархию были переданы церкви Оренбургского и Уральского казачьих войск, Зауральских степей, Сыр-Дарьинской линии и Оренбургского уезда, всего 225 храмов. Правящий архие­рей получил наименование Оренбургский и Уральский.
Преосвященный Антоний II (Радонежский) наконец-то переехал в Оренбург, где 11 июня 1859 года была открыта Оренбургская консистория. На следующий год (2 сентября 1860 года) ему удалось открыть Оренбургское духовное училище. А вот вопрос об открытии семинарии «завис» на два десятилетия. Строительство семинарского комплекса началось лишь в 1879 году, при генерал-губернаторе Н.А. Крыжановском и епископе Оренбургском и Уральском Вениамине (Быковском). Строительный подряд выиграл тот же купец Александр Белов, который обустроил бульвар на берегу Урала. Причём семинарию он построил несмотря на то, что страшный пожар в тот год уничтожил большую часть его личного имущества.
Следующие серьёзные изменения в нашей епархии произошли в 1908 году. К тому времени Самарская губерния отошла от Оренбургского генерал-губернаторства (в 1865 году); в том же году губерния была разделена на собственно Оренбургскую (в неё вошли Оренбургский, Орский, Верхнеуральский, Троиц­кий и Челябинский уезды) и Уфимскую; Сыр-Дарьинская и Семиреченская области образовали Туркестанское генерал-губернаторство (1867 год); Оренбургско-казахская степь в 1868 году была разделена на Уральскую (с центром в Уральске) и Тургайскую (с центром в Оренбурге). После изъятия Уральской области в церковном отношении епархия стала именоваться Оренбургской и Тургайской. С таким наименованием оренбургские Преосвященные подошли к событиям 1917 года.
К этому времени, по данным статистического обозрения за 1910 год, в Оренбургской епархии (в прежних её пределах) действовало: 6 соборов, 220 каменных и 323 деревянных церквей, 7 каменных и 219 деревянных молитвенных домов, 580 церковно-приходских школ, духовная семинария, епархиаль­ное женское училище, 2 духовных училища, 47 городских приходских училищ, 488 церковных школ с общим количеством учащихся 25 423. Возносили молитвы Всемогущему Богу монахи и монахини 11 оренбургских монастырей: 4-х мужских (Богодуховский общежительный в г. Оренбурге, Успенско-Макарьевский в г. Оренбурге, Никольский общежительный в с. Покровка, Спасо-Преображенский в г. Бузулуке) и 7-ми женских (Успенский в г. Оренбурге, Николаевский в г. Илецкая Защита, Покровский в с. Шар, Покровский в г. Орске, Покровский в г. Бугуруслане, Тихвинский в г. Бузулуке, Ключегорский Казанско-Богородицкий в с. Таллы (ныне Грачёвского района).

Самый большой в России крестный ход

Рассказывая об истории Оренбургской епархии, невозможно умолчать о самом большом крестном ходе в России, который совершался до революции 1917 года (возобновлён в 2010 году).
Это крестный ход с чудо­творной иконой Божией Матери, именуемой «Табынская» (празднование в честь иконы происходит в IX пятницу по Пасхе). Учитывая ограниченные возможности журнальной публикации, мы не можем рассказать о яркой истории её явлений. Скажем лишь, что икона, несомненно, имеет очень древнее происхождение. И по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма можно отнести время её написания к XII веку, т.е. к тем временам, когда живущие здесь народы венгров, булгар и команов были вытеснены нашествием татаро-монгольских полчищ. Икона имеет крупные размеры – 74x106 см – и характерную особенность – очень тёмный лик. Настолько тёмный, что не различить его черты. Существует множество точных списков Табынской иконы Богородицы, имеющих местное почитание за чудеса, изливаемые по молитвам Божией Матери в городах Оренбурге, Самаре и других. Однако настоящая Табынская отличается от всех копий своими ранами, нанесёнными ей при втором её явлении:
– на верхнем крае имеется довольно значительный разруб;
– ниже половины иконы в середине – вставка.
Последняя характерная особенность в том, что она была укрыта серебряным окладом, от чего имеются следы по краям иконы.
Икона прославилась многими чудесами (в том числе – избавление Оренбурга от холеры в 1853 году). Являлась икона на солёных ключах Богоявленского завода (ныне Святые ключи близ Красноусольска), но своим уделом избрала Вознесенскую церковь в Табынске (ныне – Башкортостан). Иконе поклонялись на только православные, но и мусульмане. Начиная с 1856 года икона торжественно носится по городам Стерлитамак, Оренбург, Самара, Тобольск, Кустанай, Уральск и по их губерниям. В начале XX века Табынская икона находилась в своём храме только на IX пятницу. Всё остальное время – в особой карете путешествовала по Уралу и Зауралью.
После революции икона не захотела оставаться в «красной» России и осенью 1919 года, непосредственно перед «голодным походом» армии атамана А.И. Дутова, появилась у оренбургских казаков, о чём Александр Ильич телеграфировал А.В. Колчаку: «16 ноября неожиданно явилась в штаб вверенной мне армии чудотворная Табынская икона Божией Матери с небольшим штатом священнослужителей. Видя Перст Божий, неисповедимыми путями направивший святой образ в Оренбургскую армию, принял икону, и отныне она находится под защитой Оренбургской армии. Донося о том, прошу объявить оренбургским казакам, башкирам и уфимцам, что святыня края найдена и 25 ноября назначено молебствие перед чудотворной иконой о даровании победы».
Молебна не последовало, поскольку началось трагическое отступление 20-тысячной армии в Семиречье, а затем и в Западный Китай.
Оренбургскому историку Вячеславу Войнову в спецхране архива Советской армии и Октябрьской революции удалось найти письмо А.И. Дутова генералу А.С. Бакичу, в котором тот говорил, что при переходе через перевал дорога их шла по ледовому карнизу, с которого срывались люди и лошади, вьюки пришлось нести на руках. «Вышли мы 50 % пешком, – пишет А. И. Дутов, – без вещей, вынесли только икону, пулемёты и оружие...». Вообще перевал Кара-Сарык открывается лишь в июне. Однако Дутову со своим отрядом удалось преодолеть его за двое суток в апреле.
По воспоминаниям войскового старшины Савича, после преодоления перевала казаки «стали лагерем на берегу горной речки Барталы, и была Светлая седмица, и приказал атаман построить из зелени кущу для иконы, пред которой и пели мы Пасху, а вокруг стояли конные степняки – понимали, видно, что мы благодарим Бога, и потчевали нас вынимаемыми из-за пазух горячими лепёшками».
Удивительно, но Табынская икона была определена в храм города Суйдуна, в районе которого проживали потомки казаков, пленённых в 1685 году в Албазине, сохранившие православную веру. В 1938 году икона перешла в Свято-Никольский храм города Кульджи, где была до начала китайской культурной революции. В 1964 году хунвейбины разгромили кульджинскую церковь и след Табынской иконы теряется (есть надежда, что святыня находится в хранилище культурных ценностей города Урумчи).
В советской России репрессиям подвергались не только списки Табынской иконы, но и все места, с ней связанные. Почитание иконы возобновляется в 90-е годы XX века. Ныне на Святых ключах, куда едут тысячи паломников, действует Табынский женский монастырь. В 2010 году казаками возрождённого Оренбургского казачь­его войска был возобновлён большой крестный ход (инициатор – войсковой старшина Конс­тантин Крылов) с Табынской иконой Божией Матери (первоначально по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина). За пять лет современные казаки побывали во многих епархиях Русской Православной Церкви на территории России, а после благословения благого дела Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и за рубежом, в том числе – на Афоне. В 2015 году Табынская икона прошла по территории Польши, Германии, Франции, Италии.

Разгром

Годы потрясений начала XX века в Оренбуржье пришлись на время управления Оренбургской епархией епископа Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова). Первые же декреты большевиков показали их отношение к Церкви. В декабре 1917-го были отобраны церковные земли, закрыты церковные школы, ликвидирован церковный брак. 23 января 1918-го был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». На основании этого документа Оренбургская консистория была лишена права юридического лица. Приходы фактически оказались вне правового поля. Однако на тот момент ещё никто не осознавал, что Церковь православная является смертельным врагом для новой власти. Все священники и благочестивые миряне автоматически становились контрреволюционерами просто за факт принадлежности к Русской Православной Церкви.
Вероятно, именно поэтому поначалу владыка Мефодий старался сохранять нейтралитет, увещевал противоборствующие стороны от братоубийственной войны. Ситуация изменилась после взятия красными Оренбурга и других городов губернии. Всего за полгода (с января по июнь 1918-го) от большевиков пострадало более 60 священников (15 из них были расстреляны, в том числе известный общественный деятель Верхнеуральска протоиерей Михаил Громогласов), разорено 8 храмов. Известен случай, когда в монастырской церкви Оренбурга красноармейцы стали сбрасывать на пол иконы. И это продолжалось до тех пор, пока святотатство не прекратили мусульманские части. Самого владыку несколько раз вызывали для допросов к представителям новой власти.
После этого владыка Мефодий окончательно поддержал усилия атамана Оренбургского казачьего войска Александра Дутова, который был глубоко верующим человеком и с самого начала выступил резким противником богоборческой власти.
После того как большевики вновь захватили Оренбург (22 января 1919 года), епархия де-факто оказалась разделённой на две части. Владыка Мефодий, который был возведён в сан архиепископа ко дню Святой Пасхи 1918 года, находился в Челябинске (контролировался белыми), а епископ Дионисий (Прозоровский), викарий кустанайский, управлял приходами на подконтрольной красным территории.
После победы в Гражданской войне большевики повели вой­ну с Православием системно. Для начала, под видом борьбы с голодом, в 1922 году состоялась кампания по изъятию церковных ценностей. Епископ Оренбургский и Тургайский Аристарх (Николаевский) фактически поддержал идею красных. Изъятие ценностей в Оренбургской епархии прошло спокойно.
В то же время центральная власть большевиков стала проводить в жизнь идею Льва Троцкого (Лейба Бронштейн) по расколу Русской Православной Церкви. Суть метода, который именуется как разделяй и властвуй, стара как мир – с помощью так называемого «прогрессивного духовенства» ослабить сторонников ревнителей Православия во главе с Патриархом Тихоном (Белавиным), а затем уничтожить оставшихся. Новое движение получило название «Живая церковь», а орган его управления – Высшее Церковное Управление (ВЦУ). В народе его сторонников называли ещё «обновленцами» или «красными попами». За отступление от канонов Церкви, в числе которых стоит назвать второбрачие священнослужителей и бракосочетание архиереев, верующие испытывали к ним отторжение.
В Оренбурге лидером обновленчества был «архиепископ» Андрей Соседов. Он появился в 1922 году, с помощью милиции захватил Епархиальное управление, Казанский кафедральный собор и ещё несколько храмов. Арест Патриарха Тихона в Москве и соглашательская позиция епископа Аристарха в Оренбурге (он признал ВЦУ законным органом церковной власти) должна была способствовать захвату приходов в Оренбургской епархии.
Однако основная часть верующих оренбуржцев держалась канонического «тихоновского» направления. Освобождение Патриарха Тихона и назначение на Оренбургскую кафедру епископа Иакова (Маскаева) изменило соотношение сил. В 1923 году Епархиальный съезд даже выдал «архиепископу» Андрею 70 рублей на дорогу с тем, чтобы он уехал из Оренбурга и больше не возвращался. Соседов пообещал, что не помешало ему в 1925 году вернуться на обновленческую кафедру.
После того как Русская Православная Церковь была ослаблена внутренними нестроениями, богоборческая власть нанесла очередной удар – в начале 30-х годов прошлого столетия стали массово закрывать храмы. Естественно, «по просьбам трудящихся». Начать решили показательно – с Казанского кафедрального собора. Его взорвали в ночь на 19 мая 1932 года. К началу 1934 года в Оренбурге из 28 церквей действовало всего два храма: Никольская церковь в Форштадте и обновленческая Димитриевская. Одновременно усилились репрессии против духовенства. Именно в это время, в ночь на Вербное воскресенье, 5 апреля 1931 года был расстрелян (вместе с ещё 32-мя священнослужителями и благочестивыми мирянами) единственный прославленный оренбургский святой – протоиерей Макарий Квиткин (священномученик Макарий Оренбургский).
Подготовка к грядущей вой­не с Германией означала и «зачистку» страны от неблагонадёжных (по мнению властей) элементов. В 1937 году разразился Большой террор, в жернова которого попали и священнослужители. 10 сентября 1937 года вместе с группой священнослужителей в Зауральной роще был расстрелян последний епископ Оренбургский и Тургайский Варлаам (Козуля). По причине отсутствия священнослужителей в 1938 году была закрыта последняя в Оренбурге Димитриевская церковь. К началу 1944 года в Оренбургской (тогда Чкаловской) области не было ни одной действующей церкви. Разгром епархии был завершён.

Возрождение по советскому типу

Во время Великой Отечественной войны курс со стороны государства по отношению к Церкви был изменён. Этому способствовало послание Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), в результате которого верующие Советского Союза активно включились в борьбу с фашистскими захватчиками. К примеру, по инициативе владыки Сергия верующие собрали средства на 40 танков Т-34, которые в 1944 году были переданы бойцам Красной армии.
Не меньшее значение имело желание Страны Советов выглядеть в более выигрышном цвете перед союзниками. Кроме того, в пропагандистских целях фашисты открывали на оккупированной территории церкви. Закрывать их после освобождения советской земли было бы стратегической ошибкой.
Поэтому 4 сентября 1943 года глава советского государства И.В. Сталин встретился с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Уже 8 сентября на Архие­рейском Соборе митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси, был сформирован Священный Синод. 14 сентября при Совнаркоме СССР был создан Совет по делам Русской Православной Церкви с уполномоченными на местах.
После этого резко пошла на убыль атеистическая пропаганда и появилась возможность открыть сохранившиеся храмы и молитвенные дома. Только за 1944 год верующими Чкаловской области (так тогда назывался Оренбургский край) было подано 61 ходатайство об этом. Рассмотрели 36, из них 6 удовлетворили, а 30-ти заявителям под разными предлогами отказали. Таким образом, были открыты Никольская церковь в Чкалове (Оренбурге), Покровская в селе Верхняя Платовка (ныне Новосергиевского района), Покровская в селе Студенцы (ныне Саракташского рай­она), Воскресенская в Абдулино, Никольская в Нижней Павловке (Оренбургский район) и молитвенный дом в Орске. В феврале 1945 года в епархии появился свой архиерей – освобождённый из Каннских лагерей епископ Чкаловский и Бузулукский Мануил (Лемешевский).
Впрочем, советская власть не была заинтересована в полном возрождении Православия. Храмы в Оренбургской епархии открывались до 1948 года. Но одновременно были случаи арестов священнослужителей. Так, в 1948 году по надуманному поводу был арестован владыка Мануил. В дальнейшем епархией управляли епископы Борис (Вик), Варсонофий (Гриневич), Михаил (Воскресенский). Последний был офицером, участником Гражданской и Великой Отечественной войн. Это обстоятельство помогало владыке вести относительно самостоя­тельную политику при управлении епархией. Так, владыка Михаил назначал настоятелями молодых священников и через них проводил преобразования. Несмотря на отрицательное мнение уполномоченного по делам РПЦ, он собирал средства в городских храмах и направлял их на поддержку сельских приходов. Архиерею удавалось удерживать от закрытия свечную мастерскую, открытую ещё владыкой Мануилом.
Отметим, что всё это было уже в то время, когда во главе СССР встал Никита Хрущёв, и гонения на Церковь возобновились с новой силой. Вновь стали закрываться храмы (скандал с уничтожением Петропавловского собора в 1961 году в Бузулуке дошёл непосредственно до Хрущёва), резко возросла антирелигиозная пропаганда (к примеру, в Оренбурге в 1959 году заработал Университет атеистических знаний). Но главным инструментом стали финансы: приходам увеличивали налоги, на священнослужителей ввели повышенное налогообложение (они платили 81 процент как «некооперированные кустари»). Вообще же финансовыми вопросами стали заниматься приходские советы. Настоятелей к финансово-хозяйственной деятельности просто не допускали.
К сожалению, летом 1960 года владыку Михаила перевели в Казанскую епархию, а в Оренбурге правящим архиереем стал архиепископ Палладий (Каминский). После этого сократилось как число приходов, так и число священнослужителей. В 1963 году в Оренбургской епархии осталось всего 10 храмов и 14 официально зарегистрированных приходов (на 10 меньше, чем при владыке Михаиле) и 27 священнослужителей (из 62-х). Уполномоченный П. Вдовин планировал в 1964 году упразднить Епархиальное управление. Но в это время на кафедру (1 июля 1963 года) был назначен епископ Леонтий (Бондарь).
1 октября 1964 года на пленуме ЦК КПСС со всех постов был снят Никита Хрущёв. Антирелигиозная война быстро пошла на убыль. Новое руководство страны во главе с Леонидом Брежневым было не столь кровожадно по отношению к Церкви. Массовые закрытия храмов прекратились, однако закрытые при Хрущёве церкви так и не были возвращены верующим.

В новой России

В 90-х годах XX столетия вместе с общим подъёмом церковной жизни и избавлением Русской Православной Церкви от государственного контроля и в Оренбургской епархии люди начали активно строить и восстанавливать храмы. Стал укрепляться церковный авторитет в обществе и государстве. В этот период Оренбургскую епархию возглавлял митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь), исполнявший своё многотрудное служение на кафедре с 36 лет. За годы служения владыки Леонтия в Оренбуржье количество приходов выросло более чем в семь раз и достигло ста одиннадцати. Митрополит Леонтий отошёл ко Господу 24 января 1999 года.
С 1999 года (Указ № 3928 от 19.07.1999) Оренбургской епархией управлял архиепископ Валентин (Мищук), с 2004 года – митрополит Оренбургский и Бузулукский, с 2011 года – митрополит Оренбургский и Саракташский.
При владыке Валентине строительство и восстановление храмов, возрождение приходской жизни, начатое при владыке Леонтии, активно продолжилось. К примеру, в епархиальном годовом отчёте за 2005 год указывается, что в истекшем году было открыто пять новых приходов и что общее количество приходов в епархии достигло 174. Тогда в епархии действовали три монастыря – два мужских (Свято-Андреевский в селе Андреевка Саракташского района, Свято-Никольский в селе Новоникольском Александровского района) и один женский. Тихвинско-Богородицкий женский монастырь в городе Бузулуке был основан в 1847 году и до революции принадлежал Самарской епархии. Возрождение его началось в 2000 году и сегодня это один из самых быстро развивающихся монастырей. Началось и восстановление Бузулукского Спасо-Преображенского мужского монастыря, который был основан в 1853 году и числился третьеклассным общежительным.
С 2009 года в Оренбурге началось возрождение на историческом месте монашеской жизни Свято-Успенского женского монастыря. Для этого много потрудилась матушка Варвара (Валентина Михайловна Горюнова, 18.01.1939-01.10.2010). По её инициативе был сооружён храм-часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на территории бывшего Успенского женского монастыря. 4 декабря 2010 года старшей сестрой была назначена монахиня Флора (Новицкая).
С этого дня в храме-часовне иконы Божией Матери «Живоносный источник», а затем в устроенном в здании трапезной храма Успения Божией Матери на территории монастыря были возобновлены уставные службы, читается неусыпаемая Псалтирь.
Большое событие для Оренбургской епархии произошло 26 декабря 2013 года. В этот день, в связи с прошением Высокопреосвященного митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина, Священный Синод Русской Православной Церкви постановил «открыть Успенский женский монастырь в городе Оренбурге и назначить монахиню Флору (Новицкую) на должность игумении этой обители».
Оренбургской епархией за всю её историю управляли 39 архиереев.
В 2009 году начала действовать возрождённая Оренбургская духовная семинария.
5-6 октября 2011 года в пределах Оренбургской области постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви образована Оренбургская митрополия, включающая в себя Бузулукскую, Оренбургскую и Орскую епархии (журнал № 132).
Епархиальные архиереи имеют соответственно титулы (журнал № 103): Бузулукской епархии – Бузулукский и Сорочинский, Оренбургской епархии – Оренбургский и Саракташский, Орской епархии – Орский и Гайский. Глава Оренбургской митрополии – правящий архиерей Оренбургской епархии. Ныне это Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский.
Оренбургская епархия объединяет приходы, находящиеся на территории 15 районов Оренбургской области: Абдулинского, Акбулакского, Александровского, Беляевского, Матвеевского, Новосергиевского, Октябрьского, Оренбургского, Переволоцкого, Пономарёвского, Сакмарского, Саракташского, Соль-Илецкого, Тюльганского, Шарлыкского.
В Оренбургской епархии ныне 16 территориальных и одно Социальное благочиние, 15 епархиальных отделов, действуют духовные учебные заведения. Во время летних, рождественских и пасхальных каникул при некоторых приходах работают детские православные лагеря.

ИСТОЧНИКИ:
1. Баклыков В.П. Святые Оренбургские места. Оренбург: Православный духовный вестник, 2014.
2. Страницы истории Оренбургской епархии. Саракташ: Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия, 2014.
3. Мученики и исповедники Оренбургской епархии, кн. V. Саракташ: Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия, 2014.
4. Оренбуржье православное: история и современность. Оренбург: Оренбургский областной благотворительный фонд «Совесть», 2014.
5. Литературно-художественный альманах «Гостиный Двор» № 24. Оренбург: 2008.

Прочитано 1131 раз Последнее изменение Суббота, 14 Май 2016 09:40
Баклыков Владимир

Владимир Павлович Баклыков родился в 1965 году в г. Невьянске Свердловской области, работал учеником слесаря на Оренбургском машиностроительном заводе (ныне ПО «Стрела»).
Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, вернулся на родной завод инженером-конструктором.
С 1995 года в журналистике. Работал заместителем редактора газеты «Вечерний Оренбург», директором газеты «Патриот Оренбуржья», пресс-секретарём главы администрации Оренбургской области, пресс-секретарём Оренбургского войскового казачьего общества, вместе с атаманом Юрием Бельковым (†2014) создал газету «Станица Славянская» и был её первым главным редактором. Военное звание - лейтенант, казачий чин - подъесаул.
Лауреат Всероссийской премии движения «Яблоко» – «Вопреки» (им. Ларисы Юдиной), ряда областных и муниципальных журналистских премий. Член Союза журналистов России.
Лауреат литературных премий им. Валериана Правдухина альманаха «Гостиный Двор» (2014) и литературной премии Оренбургской епархии "Словотворцы" (2014).
В настоящее время – редактор журнала «Православный Духовный Вестник Саракташского благочиния». Живёт в Оренбурге.

Сайт: baklykov.info
Другие материалы в этой категории: « Иов Многострадальный Обитель. 26 лет спустя »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Октябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости