Вход/Регистрация

Регистрация

Православный клуб

"Илья Муромец"

Клуб "Илья Муромец"Клуб, в котором занимается более 100 ребятишек, создан в 2010 году и находится под духовным окормлением клирика Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия иерея Николая Клигуна.

Оренбургская Голгофа

Отдел по канонизации

Оренбургская ГолгофаC сентября 2010 года отдел по канонизации святых работает под руководством благочинного Саракташского округа протоиерея Николая Стремского.

Станица Спасская

Православное казачество

Православное казачествоАктивно в жизни Обители Милосердия участвуют казаки Спасского станичного казачьего общества под руководством атамана - подъесаула Евгения Стремского.

Специальный проект

Ради жизни на Земле...

Свеча в благодарность за спасение жизниСамое большое преступление сегодня - преступление против семьи. Официальная позиция Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия по этому вопросу представлена ниже.

Среда, 03 Январь 2018 10:29

Тайна царского перрона

Автор  Анохин Дмитрий
Оцените материал
(0 голосов)
Слова, сказанные государем Николаем Александровичем  при подписании Манифеста об отречении Слова, сказанные государем Николаем Александровичем при подписании Манифеста об отречении

РОВНО ВЕК НАЗАД В ПСКОВЕ ГОСУДАРЬ СТРАСТОТЕРПЕЦ НИКОЛАЙ II ОТРЁКСЯ ОТ РОССИЙСКОГО ПРЕСТОЛА

Февральская буржуазная революция 1917 года завершилась, как известно, в марте. Во второй весенний день (по юлианскому календарю) в салоне-вагоне императорского поезда в Пскове государь Николай II подписал акт отречения от российского престола, подведя черту под своим 22-летним правлением.

Несколько часов спустя с актом «неприятия престола» великого князя Михаила Александровича монархия в России окончательно прекратила своё существование и с формальной точки зрения. А для Николая Александровича уже в его собственном поезде начался личный крестный путь.
Обстоятельства остановки императорского поезда в ста километрах от Пскова на станции Дно 1 марта досконально пока еще не выяснены и продолжают оставаться предметом исследований учёных-историков. Авторы вузовских, а тем более школьных учебников на эту тему писали мало. В массовом же сознании ещё с 1917 года, существовал образ, созданный пролетарским поэтом Демьяном Бедным, в поэме «Про землю, про волю, про рабочую долю» разудалой строфой:

Ехал поезд, да не шибко.
Приключилася ошибка.
Царь в тревоге. Ночь. Темно.
«Питер?» – «Нет». –
«А что же?» – «Дно».
«Ехать дальше!» –
«Нет нам хода.
Петроград в руках народа!».

На самом деле царский поезд в Дне простоял около трёх часов днём 1 марта. Почему – до конца неясно. По одной из весьма правдоподобных версий, государь вызвал сюда телеграммой председателя Государственной думы Михаила Родзянко, чтобы обсудить с ним внешне- и внутриполитическое положение и сразу же вернуться в Ставку в Могилёв (на Русском фронте было запланировано и уже начиналось скоординированное союзниками решающее наступление на немецкие позиции, требовавшее непосредственного руководства военной операцией верховным главнокомандующим). Но, не дождавшись визитёров, поскольку революционные события накануне не позволили спикеру парламента и министрам оставить столицу, царь телеграммой перенаправил их в место расположения штаба Северного фронта – губернский город Псков, где, собственно, на следующее утро и был задокументирован факт отречения.

Спасительный стрелочник

Но не всё так просто. Обнародованные уже в постсоветскую эпоху факты позволяют говорить о нескольких попытках покушения на передвигавшегося в поезде императора. Сформированный в Петрограде Совет рабочих телеграфировал начальнику станции Дно Ивану Зубрилину: «К вам (...) следует поезд с императором Николаем, необходимо его задержать, чтобы он не пробрался на Северный фронт действующей армии, примите меры, загромоздите пути крушением вагонов другого поезда, этого требует от вас революция.»1 Зубрилин успел отправить навстречу царскому поезду товарняк, вслед которому лично выехал на паровозе с целью устроить крушение. Но профессионально, пусть и с опозданием, сработала жандармерия, наставив на паровоз пистолеты и заставив Зубрилина остановиться.
В дело вступил план Б. Получив составленную заранее фиктивную путёвку (подложный путевой лист), на перегон Дно – Полонка свой паровоз из депо с прицепленной спереди балластной вертушкой2 вывел машинист Алексей Суворов. Скорее всего (теперь об этом можно лишь предполагать), он собирался направить вертушку прямо в локомотив царского поезда. И снова неудача: «Стрелочник входных стрелок станции Полонка заметил в темноте приближающийся поезд, самовольно расшил стрелку и перевёл на тупик, а сам с сигналом бросился навстречу литерному поезду»3. Паровоз Суворова с вагоном врезались в тупик и остановились: машинист заблаговременно выпрыгнул ещё перед Полонкой.
Наконец, уже в последние годы в России стало известно: во второй половине 1980-х годов в зарубежных эмигрантских изданиях, оказывается, писали о размонтированном 1 марта 1917 года рельсе в районе станции Подсевы4. Своевременно замеченное путевым обходчиком, это ЧП было сравнительно быст­ро устранено ротой военных железнодорожников: «Около 18-ти часов в Управлении генерал-квартирмейстера появился ген. Тихменёв. Первая за 40 часов телеграмма из поез­да государя, полученная по железнодорожным проводам, была у него в руках. Оказалось, что императорские поезда стоят на ничтожной узловой станции Дно. Дворцовый комендант ген. Воейков сообщал ген. Алексееву, что Его Величество желает проехать в Псков, но железнодорожный путь повреждён революционерами между станциями Порхов и Подсевы (т.е. на втором перегоне от Дна и на третьем – от Пскова). Воейков просит распоряжения ген. Алексеева об исправлении и обеспечении пути к Пскову литерных поездов. Сейчас же было сделано распоряжение ген. Рузскому в Псков – приказание ген. Алексеева немедленно выслать к месту повреждения железнодорожную роту, исправить путь и обеспечить движение к Пскову литерных поездов... Затем в оперативном отделении стали составлять сводку событий за двое последних суток для вручения монарху при его прибытии в Псков. Посылать таковую на ст. Дно не имело смысла: Дно имело лишь аппарат системы Морзе, медленно работавший и притом не связанный ни с какими «прямыми проводами», да и секретность передачи не могла бы быть достигнута»5.
Ручаться за стопроцентную научную достоверность процитированной выше книги Владимира Миронова – фронтовика, ветерана локомотивного депо станции Дно и бывшего секретаря партбюро этого предприя­тия, возможно, и не стоит. Но факт: остановки царского поезда на станции Дно кто-то (скорее всего, революционеры) очень хотел. И цели своей, пусть и с поправкой на неудавшиеся покушения (не самим ли планом их подготовки объясняется скоропостижно отменённый визит в Дно Михаила Родзянко?), эти люди добились.

«Я видела его глаза»

И до революции, и сейчас станция Дно – крупный узел, где пересекаются направления Бологое – Псков и Санкт-Петербург – Витебск. В конце ноября здешнее депо отметит 120-летний юбилей. Город на месте деревни Донщина возник тогда же – на рубеже XIX и ХХ столетий. Свое­обычная топонимика объясняется географией: это самая низкая точка Шелонской низменности Восточно-Европейской равнины (высота над уровнем моря всего 70 м). Рабочих для строительства станции сюда, в псковскую глубинку, завозили в основном из Санкт-Петербурга и из Одессы. Сейчас в городе, разрезанном железной дорогой на две части, проживают восемь тысяч человек. До революции две главные улицы назывались «Невский проспект» и «Бульвар». В этих пафосных наименованиях явно сквозила горькая ирония. Большевики их переименовали в проспект Свободы и в Перво-Майский. Теперь им возвращены исторические наименования, только первая понизила статус с «проспекта» до «улицы».
«Рабочие-железнодорожники годами получали невысокое жалование и ютились в тесных сырых бараках. К тому же люди это были в основном пришлые, к здешней земле корнями не привязанные, – рассказывает общест­венный хранитель народного музея железнодорожного депо инженер Диана Деева. – Оттого-то революционная агитация упала здесь на благодатную почву: социал-демократическая ячейка в дновском депо считалась одной из самых надёжных и боевитых».
Вряд ли мы когда-то узнаем, о чём думал царь Николай II, прогуливаясь по станционному перрону. Возможно, мысли о повсеместной трусости и измене крутились у него в голове. А вот место, где находился салон-вагон, с точностью до метра вычислили местный краевед Сергей Егоров – в прошлом журналист, а ныне директор Центра дополнительного образования детей, и его бывший коллега по перу, в настоящее время редактор местной газеты «Курьер» Олег Константинов.
«Наш старый вокзал погиб во время Великой Отечественной войны, но его довоенные фотографии известны, – рассказывает Сергей Викторович. – Легко можно убедиться: это было типовое здание – в точности такое же, как дошедший до нас вокзал на соседней станции Новосокольники. По аэрофотосъёмке старого дновского вокзала первых военных лет можно установить его точную привязку к местности, а по зданию новосокольнического аналога – определить координаты тех или иных помещений. Последнее особенно важно. Ведь сохранились записанные Константиновым воспоминания нашей землячки Антонины Кочетковой, служившей в 1917 году телеграфисткой: «Наши окна были расположены друг против друга. Я стояла и видела его (государя императора. – Прим. ред.) глаза»». Именно от Кочетковой Николай II, вероятно, ждал, но так и не дождался известий из столицы по «аппарату системы Морзе».
После сообщения, сделанного Егоровым в прошлом году на местных историко-краеведческих чтениях, на второй платформе начался ремонт. И верхний слой асфальта, и опоры, и обнаруженный под грунтом булыжник строители безжалостно срезали, объяснив ревнителям старины, что по документам эта платформа проходит как послевоенная. «Но ведь это легко опровергнуть, просто проанализировав имеющуюся у нас серию ретро-фото! – возмущается Егоров. – Отстоять удалось только четыре старых камня царского перрона. Правда, в отремонтированной платформе их поместили не на свои родные места».
Увы, единственный в пределах вокзала достойно оформленный мемориальный комп­лекс событий марта 1917-го – воздвигнутый ровно десять лет назад памятный поклонный крест. Правда, сейчас он теряется на фоне соседнего тендера6 паровоза ЭМ728-23, установленного, как гласит табличка, «в честь революционных, боевых и трудовых традиций дновских железнодорожников». Зато храм во имя Святых царственных страстотерпцев в городе Дно будет. По благословению мит­рополита Псковского и Порховского Евсевия его должны освятить в следующем году к 100-летию мученической кончины августейшей семьи. Место близ депо под стройплощадку уже начали расчищать.
В Дно уже есть храм – во имя Архистратига Божия Михаила. Но новый тоже будет востребован, считает благочинный церквей Порховского округа Псковской епархии протоиерей Сергий Кривоногов: «Во-первых, местные верующие сильно почитают царя-страстотерпца, молятся ему. Собственно, и саму церковь-то начинают строить по их инициативе. Кроме того, новостройка, в отличие от Михаило-Архангельского храма, расположится в самом центре города, рядом с авто- и железнодорожным вокзалами».

Последний путь

Век назад литерный поезд затратил на дорогу от Дна до Пскова три часа. Современный фирменный преодолевает это расстояние примерно вдвое быстрее. На здании псковского вокзала пассажиры видят мемориальную доску, увековечившую факт отречения от престола, а на прилегающей к нему площади – Царскую часовню, возведённую в 2003 году к 1100-летнему юбилею города местным зодчим Сергеем Кондратьевым. Он же, кстати, автор проекта нового дновского храма.
Настоятель псковского Петропавловского храма иеромонах Гавриил (Шаров) почти ежедневно служит в Царской часовне молебны с акафистным пением. Псковитяне спешат сюда с требами, да и просто помолиться. Сегодняшним утром, к примеру, медсестра Псковской областной больницы Марина Тимофеева заказала молебен о здравии супруга, которому предстоит операция. «Не знаю почему, не могу выразить словами, но сюда хочется приходить! – признаётся Марина Викторовна после молитвы. – Никакого формализма, зато благодать сразу ощущается. Да и живу я недалеко».
В Пскове достаточно дейст­вующих церквей, но почти все они сосредоточены в центре города. В часовню же, говорит отец Гавриил, люди действительно тянутся. Вокруг неё даже сформировалось нечто вроде прихода – небольшая, из двух десятков псковитян, община: «Люди самые разные – молодёжь и пожилые, местные жители и железнодорожники. Заходят к нам и многочисленные пассажиры. Конечно, в беседах постоянно возникает тема государя-страстотерпца и его семьи. Пастырски окормляя верующих, я стараюсь донести до них корректную в православном смысле трактовку роли венценосной семьи в нашей общей истории. Святые царственные страстотерпцы совершили духовный подвиг, одержали подлинную победу над злом, явили настоящее торжество Православия, до конца оставаясь покорными воле Божией, пусть даже и той страшной ценой, которую за эту верность им пришлось заплатить».

Журнал Московской
Патриархии №3 за 2017 год

 ПРИМЕЧАНИЯ
1Миронов В.И. Маршрут длиной в 100 лет. Псков: Псков-Инфопресс, 1997. С. 20.
2Разновидность вагона для перевозки сыпучих грузов.
3См. прим. 1.
4На пути от Дна к Пскову между Порховым и Карамышевым.
5Сергиевский Б.Н. Отречение 1917 // Журнал Российских кадетских корпусов за рубежом «Кадетская перекличка». 1985. № 38, май. С. 16-17. Нью-Йорк (перепечатка с машинописного издания «Военного вестника», Нью-Йорк, 1969), см.: URL: http://ia800207.us.archive.Org/8/items/ kadetskaiaperekl38858800/kadetskaiaperekl38858800. pdf.
6Конструктивная часть локомотива на паровом ходу – ёмкость для перевозки угля. Тендер мог быть сделан в виде отдельного минивагона или как примыкающее к топке углехранилище.

Прочитано 53 раз Последнее изменение Среда, 03 Январь 2018 10:41

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

пос. Саракташ

By Баклыков Владимир

Свято-Троицкая Симеонова Обитель Милосердия

More...
Дети и престарелые просят помощи

Дети и престарелые просят помощи

Наши проекты

Общий вид нового Дома Милосердия

By Баклыков Владимир

Дорогие братья и сестры, все неравнодушные люди! В связи с острой необходимостью мы были вынуждены принять решение о начале строительства…

More...
Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

Спасские казаки активно участвуют в жизни Обители Милосердия

В день Георгия Победоносца

By Баклыков Владимир

В день Георгия Победоносца

More...
Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Архиерейское служение в Свято-Троицком соборе

Служба митрополита Оренбургского Валентина

By Баклыков Владимир

Служба митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина

More...
Православная гимназия Сергия Радонежского

Православная гимназия Сергия Радонежского

На уроке в православной гимназии

By Баклыков Владимир

На уроке в православной гимназии

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2012 JoomlaWorks Ltd.

Блок сортировки

« Июнь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Православные новости

Читать все Новости